А вот моя страничка на G+, лайкаем!

понедельник, 16 марта 2009 г.

Еще немного книжки. Кусочки из Exit. Сыроватое еще

Еще раз прошу при кросспостинге сохранять ссылку на  http://dennydov.livejournal.com/
На Хабре этот кусок постить не буду, но если кто-то разместит там ссылку, то не буду возражать - устал бороться с пионерами, а вопрос для молодежи не сильно понятный. 
Почему-тоне получилось статью спрятать под кат. У меня подозрение, что Виста, Хром и Сони (почему-то на других комбинациях не встречал особых проблем) не сильно дружат с ЖЖ


Выход. 
 
Поговорим теперь о конечной цели нашего путешествия, которой является продажа компании. В литературе обычно указывают два способа продажи компании (IPO и M&A), я хочу рассмотреть три.
Итак:
 
IPO - Initial Public Offering - размещение акций компаний на какой-либо биржевой площадке. Чаще всего это NASDAQ.
При IPO обычно менеджмент и сотрудники компании некоторое время не могут реализовать свои акции, это делается из нескольких ссображений:
- массовый выброс акций на рынок может резко снизить цену (инвесторы умеют сливать свои акции не задевая курс, чтобы получить максимальную прибыль)
- в случае продажи ключевыми сотрудниками своих акций у них может пропасть мотивация развивать компанию, таким образом они будут заинтересованы работать эффективно и своей работой увеличивать стоимость своего же пакета акций
На самом деле IPO - не самый дешевый и быстрый путь к выходу. тем более он связан с большим риском - как фондовый рынок воспримет компанию и насколько стартовая цена размещения акций окажется близкой к ожиданию покупателей. 
Чаще всего про выходе на IPO компания формирует очень сильную менеджерскую команду, которая позволит компании быть независимой от команды предпринимателей, которые эту компанию создали и вырастили. Конечно два критерия в этой ситуации важны - это оборот компании и способность ее приносить прибыль акционерам. 
 
Второй вариант - это частное размещение. В данном случае акции компании продаются в ходе эмиссии или байаута группе инвесторов. Чаще всего такими инвесторами выступают Private equity фонд или группа фондов, которые могут преследовать одну из двух или сразу две цели:
- получать прибыль от деятельности компании
- после небольшой реструктуризации продать ее, чаще всего путем IPO
Частное размещение предполагает способность компании генерировать прибыль и оборот, а так же потенциал для роста. Такие инвесторы планируют получить доход от 50 до 100% за короткий промежуток времени - год или два. Очень часто такой сценарий реализуется, когда компания готова поднимать раунд Мезанин. 
 
И последний вариант, на котором мы подробнее остановимся, это продажа компании стратегическому инвестору. Кто такой стратегический инвестор и чем он отличается от портфельного? 
Все типы инвесторов, от которых привлекаются деньги в ходе развития стартапа - портфельные. Они чаще всего формируют портфель компаний, в которые они инвестировали свои капиталы. Их задача управлять портфелем, а не компанией, они не принимают участия в деятельности компании а управляют портфелем. Управление портфелем обычно лежит в управлении двумя параметрами - уменьшение рисков и увеличение прибыли. Прибыль такой инвестор получает только в момент продажи компании. Если фонд размером в 100 млн долларов, делает 20-30 инвестиций, то он не может физически управлять каждой из проинвестированных компаний. Поэтому инвесторы занимают пассивную позицию, доверяя предпринимателям, оставляя за собой право вето по ряду вопросов, и конечно, так как они заинтересованы в увеличении стоимости проинвестированной компании они всеми силами стараются помочь строить бизнес. 
Стратегический инвестор - совсем другое дело. Обычно такой инвестор старается поглотить компанию, интегрируя ее в свою корпоративную структуру. И отсюда следуют некоторые особенности. Мотивы такого инвестора могут быть другими. Кроме получения прибыли такой инвестор может быть заинтересован в:
- доле рынка, которой владеет компания 
- клиентская база 
- продуктовая или сервисная линейка 
- наличие проприетарной технологии
- сильная команда
- каналы
 
Таким образом, мы обращаем внимание на несколько очень важных вещей
- стратегический инвестор может иметь мотивы иные, чем получение прибыли
- затраты инвестора на интеграцию компании могут значительно (иногда в 4 и более раз) превышать сумму покупки компании
- так, как покупку статапа могут позволить себе только крупные компании, то подавляющее большинство таких инвесторов являются публичными компаниями, а значит их акции котируются на бирже. 
- обычно менеджмент стартапа берет на себя обязательства по интеграции, которые включают в себя обязательно трудоустройство на срок от 1 до 4 лет в компании стратегического инвестора. выплата долей предпринимателя в таком случае растягивается на этот срок. 
 
Одна из задач корпоративных венчурных фондов - это минимизация рисков поглощения. Инвестируя в стартап корпоративный фонд получает: 
- право приоритетной покупки 
- доступ к информации 
- участие в совете директоров, позволяет такому инвестору продвигать решения, которые могут облегчить будущую покупку стартапа
Как в большинстве случаев, тут две стороны одной монеты, привлекая такой фонд мы облегчаем выход в сторону данной корпорации, с другой стороны (чаще всего) осложняем выход в сторону любого другого стратегического инвестора. 
 
Учитывая то, что выход - это точка заработка всех структур, которые занимаются развитием стартапа, то этот этап надо планировать с самого начала деятельности. Обычно инвесторы хотят видеть стратегию выхода и тут важно построить одну или несколько моделей, которые позволят строить технологию и структуры компании таким образом, чтобы этот этап проходил как можно спокойней для всех сторон. 
 
Предприниматели, которые строят успешные стартапы,  очень часто получают предложения о продаже намного раньше запланированного выхода. И тут нет решений, так как чаще всего инвесторы принимают решения или имеют право вето, то они могут посчитать, что еще очень рано или сумма сделки недостаточно большая, чтобы обеспечить ожидаемую доходность инвестиции. С другой стороны очень часто амбиции предпринимателя не дают возможности трезво оценить свое положение и иногда случается так, что второго предложения не следует и стартап остается без выхода. 
 
Еще один эмоциональный фактор есть, это то, что все время существования стартапа он боролся с конкурентами, иногда очень жестко и в конце концов один из них делает предложение о поглощении. Иногда эмоции не дают возможности даже рассматривать такой вариант, но чаще всего инвесторы очень быстро рассказывают предпринимателю все тонкости и начинают от имени компании вести переговоры по продаже компании. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

копируйте и репостите, если надо, но авторство и ссылку на оригинал оставляйте. ДД