А вот моя страничка на G+, лайкаем!

воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Почему я рискую своей шевелюрой?

Почему я рискую своей шевелюрой?
Я действительно верю, что все скоро закончится. Почему я верю, что это произойдет быстро? Когда я делаю ставку на самый худший сценарий, я не просто вспоминаю черного лебедя. Я смотрю на все остальное. Сейчас все выглядит, как ППЦ для российской экономики. А где экономика, там и политика. Там же и социология. Там же и голодные бунты. Там же и заговорщики с кинжалами и ядами. Там же и инфаркт от нечеловеческой нагрузки на то, что у нормальных людей является мозгом.
Смотрите на картинку, которую я публиковал недавно: вот эту http://instagram.com/p/whk0dsHAne/ Что на ней видно?
1. С 35 рублей до 40 руб. бакс подорожал за 16 недель.
2. С 40 рублей до 45 за 5 недель.
3. с 45 до 50 за 3 недели.
4. с 50 до 55 меньше, чем за 2 недели.
Что еще видно на этой картинке? То, что любые попытки повлиять на этот процесс со стороны ЦБ дают кратковременные флуктуации, которые:
1. Бытро отыгрываются.
2. Не влияют на скорость тренда.
Такое поведение рубля обеспечено только спросом на валюту. А он подвержен влиянию таких факторов:
1. Снижением цены на нефть (сокращение валютной выручки).
2. Отсутствием доступа к рынку заимствований.
3. Необходимости выплаты корпоративных долгов.
4. Стремлением избавится от дешевеющей национальной валюты.
5. Стоплоссами по рублевым позициям.

среда, 26 ноября 2014 г.

Пилотничек "Starup BizdevCamp"

Друзья, мы решили попробовать продвинуть на рынок новый формат мероприятия. Startup BizdevCamp. Мы идентифицировали проблему (или даже проблемы) у стартапов и хотим предложить ее решение.

Проблемы:
1. Стартапы не могут сложить короткое описание проблемы, продукта, бизнеса
2. Стартапы не могут отвалидировать идею на экспертах и ЦА
3. Стартапы не могут найти потенциальных партнеров

Мы планируем сделать мероприятие в рамках которго стартапы:
- подготвят описательную часть проекта
- достанут "правильных" людей, чтобы отвалидировать идеи и концепции
- попытаются пропитчить потенциальных партнеров.

При этом мы поможем:
- подготовить описательную часть проектов
- сформулировать вопросы и предложения экспертам
- спланировать разные маршруты для того, чтобы получить внимание экспертов
- имплементировать полученный фидбек в материалы и сделать еще одну или две итерации

В декабре мы проведем пилотный семинар по биздеву (http://www.slideshare.net/dennydo/bizdev4startups) для стартапов, чтобы понять интерес к теме, в ближайшие пару месяцев мы проведем недельный марафон на эту тему. А на kievstartupweek ма попробуем сделать Camp с живыми экспертами (мы ждем много гостей) и интересными проектами.

Стей тюнд

понедельник, 24 ноября 2014 г.

Предъявите ваших менторов, скоты (с) перефразируя одного российского журналиста

Недавно в Берлине мы обсуждали нашу позицию по менторам. Решил ее изложить.

Я и раньше писал по вопросу менторства.

Дисклеймер 1. Я родился в 1974 году. Понятие "ментор", я первый раз осознал году в 1988 и до 2008 года (20 лет) я считал слово "ментор" полным аналогом слова "наставник". Это не учитель, не преодаватель, не консультант. Это человек с богатым жизненным опытом, который передает его наставнику, направляет его и удерживает от ошибок. В этом деле мое понимание совпадало с определением их Википедии. В те времена я не мог себе представить, что подобная деятельность может быть оплачиваемая.

Дисклеймер 2. Когда я попал в отрасль в 2005 году, акселераторы еще не были трендами. У стартапов тогда не было менторов. были советники, advisory. К ним предъявлялись достаточно жесткие требования. Чаще всего они были в возрасте старше 50 и эти люди, добились не просто успеха. а общепризнанного успеха в определенной отрасли или области знаний. Возможно узкой.

С какого лешего появился иснтитут менторства в акселераторах? Фиг его знает. В общем, возможно, я просто слишком консервативен.

До недавнего момента существовало две модели менторства.

Модель имени YC: несколько меторов, с большим опытом, большим нетворком на очень высокой зарплате. Фултайм они колбасятся с портфельными стартапами. Наружу не светятся.

Модель имени 500startups: несколько сот менторов, которые имеют слабые коммитменты по отношению к стартапам

Есть третья модель имени лузеров: акселераторы, которые своим менем не могут привлечь сколь-нибудь серьезных людей, привлекают людей, которые не имеют сколь-нибудь серьезного опыта, зато сами поучаствовали в разных проеках, чаще всего без особых достижений, прослушали пару учебных программ (или посетили несколько конференций, или прочитали несколько умных книжек). Чаще всего единственное достижение таких менторов - это очень хороший ПР себя любимого. Если спросить такого человека, какие достижения они имеют, то чаще всего получается очень невнятный ответ. Или участие во второсортной истории, которая подается, как большая.

Если мы вынесем за скобки третью модель, то увидим, что первые две показали свою неэффективность и сейчас мы движемся к другой модели акселераторов в отношении к менторам:
Небольшое количество сильно закомиченных людей (они не менторы, а управляющие или просто струдники акселаратора), с некотоым опытом инвестирования и помощи портфельным компаниям (ближе к ментоам в модели YC), которые опираются на широкий нетворк людей, у которых нет коммитмента вообще, но при этом они готовы отклинуться на просьбу людей первой категории.
Уверен, что в ближайшее время, самые успешные акселераторы придут к этой модели.

А что у нас? У нас очень часто требуют предъявить менторов, с которыми мы работаем. Из-за стереотипов нам трудно объяснять свою позицию.

У нс нет ментров. Мы их не ищем. Мы не можем рекоемндовать стартапам отдавать доли в компаниях людям, опыт которых не отвечает требованию задач, связи которых сомнительны, которые с гневом отвергают опцион с вестингом на сколь-нибудь приемлемое время. А главное, которые с легкостью ввязываются в новые проекты, работают сразу с кучей акселераторов.

Мы помогаем старатпам найти advisory или сформировать advisory board. И к таким людям мы предъявляем требования:
- опыт и знания
- широкий нетворк
- фокуировка на одном или паре проектов
- глубокий коммитмент
- длинный коммитмент (2 и более лет)
- правильное структурирование отношений (через длинный опцион с вестингом)

Думаете легко найти таких людей? Знаете, что является главными сложностями в поиске таких людей? А вот что:
- таких людей мало! очень мало
- они очень заняты
- и самое основное, что они работают только с лучшими проектами.

Очень часто, если правильный предприниматель встречает правильного адвайзори, то последний становится ангелом проекта. Причем зашибительским ангелом!

Итог моих разглагольствований может быть следующим:
- "менторы" проекту не нужны, лучше работать без менторов, чем с бесполезными или приносящми негативное велью проекту (да, есть и такие),
- всегда задавайте вопрос, что вы получите, сотрудничая с таким человеком, чего бы вы добились без него
- искать правильно адвайзори - сложно и долго, но стоит того,
- бойтесь "профессиональных консультанов", свадебных генералов,
- всегда смотрите на то, что у человека за спиной, а не то, какие погоны у них на плечах,
- если вам человек не был полезен до структурирования отношений с ним, значит после того он тоже не принесет пользы.

PS. Сергей Петренко хорошо дополнил



Мост Украина-Израиль. Первый визит - Надав Ланкин

На этой неделе мы запускаем совместно с нашими друзьями из Калифорнии (Ambar, SVOD, TEC Ventures в лицах Стаса Хирмана и Ани Дворниковой) проект по регулярным визитам израильских предпринимателей, инвесторов и экспертов.
Основная ставка, что ежемесячные контакты для отрасли принципиально более правильно, чем разовые ежегодные ивенты.
Каждый визит будет состоять из 4 основных мероприятий:
- Fireside Chat с гостем
- Ужин гостя с лидерами отрасли
- Встреча со студентами технического вуза
- Встреча со студентами экономического вуза (сейчас в приоритете студенты МБА)
- Опционально: встречи один на один по запросу гостя

Анонсы всех мероприятий будут в Tech Networking Digest - подписывайтесь

Сейчас мы привозим Надава Ланкина. У него есть две основных экспертизы:
- lean startup. Надав главный евангелист и эксперт по методологии в стране. Он же имеет большую экспертизу во внедрении методологии в крупных корпорациях
- он один из создателей экосистемы технологического предпринимательства в Иерусалиме и хорошо понимает в построении сообществ, экосистем, инфаструктуры.

Соостветственно, мы видим среди ншей ЦА не только стартапов и инвесторов, но и представителей корпоративной стреды, которые заинтересованы посмотреть на новые методологии вывода продукта на рынок или на создание внутренних инкубаторов.

С Надавом мы будем проводить следующие мероприятия:
26.11.2014 17-00 - Fireside Chat
26.11.2014 19-30 - ужин с Надавом (закрытое мероприятие для 10 человек - писать мне в мыло denny.do@gmail.com - акцептить гостей будет Надав)
27.11.2014 11-00 встреча с выпускниками и студентами МБА в Бизнес Школе МИМ. Приглашаются все желающие
27.11.2014 14-00 Встреча со студентами ИТ и математических специальностей Универа

Я буду очень благодарен, если вы расшарите этот пост или перешлете ссылку на него зантересованным лицам.



среда, 19 ноября 2014 г.

Jeapie подняли раунд! А кто они такие?

Вчера некоторые прочитали новость http://ain.ua/2014/11/18/550918 про то, что одна из команд, с которыми мы работаем подняла раунд. Я бы хотел немного прокоментировать это событие. Не все знают, кто такие Jeapie?
Я ребятами познакомился, как это не странно в Москве, потом пересекался не один раз. Их история очень поучительна и на самом деле представляет собой хороший пример команд, которые мы ищем. Чем они мне понравились? Есть несколько пунктов:

1. Они начали с простой идеи и решали простую проблему. Но как выяснилось на не сильно большом рынке. Они очень быстро сделали своими силами прототип, который сразу выкатили клиентам. Через какое-то время они осознали, что продукт не полетит в таком виде и дальше пошли итерации, которых я насчитал 4, уверен, что их значительно больше.
2. В процессе итераций они накопили большой опыт и технологическую экспертизу. Некоторые инвесторы даже отказывались работать с проектом из-за того, что у них было понятие этого рынка не настолько глубокое.
3. Ребята очень бережливо относятся к деньгами. Получив грант GTS, они очень много на него успели сделать. Проверить несколько гипотез, усилить технологическую часть проекта. До того они тратили свои деньги и развивали проект сами.
4. В ходе итераций они попали в спрос на рынке. Пробуя себя на разных рынках они создали продукт и техническое решение, которое оказалось востребовано на определенных рынках, и уверен, что это только начало большого спроса, который у них будет.
5. Инвесторы к ним пришли через совместный проект. Таким образом, они получили инвестора с экспертизой и связями. После того, как я их познакомил с инвестором и они ввязались не в инвестицию, а в продукт, я расстроился. Но после того, как продукт был сделан, следующим логическим шагом стал termsheet.
6. Ребята получили инвестицию еще даже не пройдя программу акселерации до конца. Что будет осле поездок в Европу и Штаты мне даже трудно представить.
7. Ребята пережили много сложных периодов, из некоторых выходили не без потерь. Но упорство (но не упрямство) из вытаскивало.

Знаете где тут ложа дегтя? Ложка дегтя в том, что команду знают все инвесторы на рынке. Если не все, то большинство. И только два инвестора поняли в чем тут соль и где тут деньги. И один из них получил эту сделку. А все могло случиться немного раньше и тогда было бы все по-другому.
Все, кому я их рекомендовал, я говорил "Не смотрите на продукт, смотрите на рынок. Эти ребята добьются на нем успеха. Они правильно строят гипотезы и делают грамотно выводы из экспериментов, работают, как по учебнику. И каждая итерация у них более успешная, чем предыдущая". Никто меня не услышал.
А команда Digital Future получает мои поздравления, я уверен, что компания еще отгремит на глобальном рынке.

Минутка славы он:

Отдельно хочу сказать, что я очень рад, что наша стратегия работает. Инвесторы нашего фонда вкладываются на следующем раунде в наши же проекты. Эта сделка подстегнула интерес к нашему фонду со стороны инвесторов (а прошло меньше суток). Инвесторы видят в нас ценность, так как понимают, что мы делаем для стартапов и что это помогает стартапам становится сильнее. Понимая, что наши инвесторы имеют доступ к таким проектам в приоритетном режиме, появляется все больше желающих работать с нами.
Минутка славы офф

понедельник, 17 ноября 2014 г.

Почему я против структурных изменений в стране сейчас

Почему тренд обменного курса (но не сам курс) гривни не зависит от решений руководства Украины?
Почему тренд обменного курса (но не сам курс) рубля не зависит от решения руководства России?
Почему тренд цены на нефть (но не текущая цена) не сильно зависит от стран экспортеров нефти?

Дисклеймер 1. Напишу, в какой картине мира я живу. Не претендую на то, чтобы ее кто-то разделял, но просто чтобы было понятно на основании каких факторов я принимаю стратегические решения. Именно поэтому отключу комментарии. У каждого своя картина мира, у меня такая. Я ей делюсь, но не в коем случае не требую, чтобы кто-то ее разделял.

Дисклеймер 2. Россиянам, даже дружески настроенным, просьба воздержаться от прочтения.

Дисклеймер 3. Есть много людей, которые скажут "Спасибо, Кэп". Извините меня

Сейчас в стране идет война. Это не гражданская война, это война с Российской Федерацией. Все решения по этой войне принимаются в Кремле. Вероятность того, что Путин откажется от Украины я считаю очень низкой. Тому есть несколько факторов (убывание по важности):
- Великоимперские комплексы Путина. Считается, Россия без Украины не будет Империей
- Количество православных у нас в стране больше, чем в России, без Украины РПЦ не будет иметь серьезного веса в мире, а конкуренция по религиозному вектору до сих пор важна как снаружи России, так и внутри
- Несколько веков Украина в моменты, когда Российская Империя ослабляла узду стремилась как минимум к самостоятельности, а как максимум к объединению с соседними державами против России. Европейский вектор развития нашей страны (с 1990 года) чреват двумя факторами. Первый - приближение НАТО к границам РФ, чего россияне (как народ - наследник СССР) панически боятся уже на генетическом уровне. Второй - то, что братский народ, самый близкий по языку, культуре, религии, покажет пример к чему может привести свободный и осознанный выбор народа.
- потеря Украины чревата РФ потерей авторитета в области геополитики и это скажется на успехе дипломатических войн на Ближнем Востоке и Азии, а так же в Латинской Америке.
- тезис "Украина - ниши младшие братья, которых мы должны вернуть, а кто не вернется - фашисты" хорошо "продан" российскому обществу и стал фактором, сильно влияющим, на электоральное поле (мы видим, как российское общество отреагировало на аннексию Крыма и поддерживает военную агрессию на территории Украины)
- газотранспортная система Украины, которая не дает покоя России уже почти 20 лет.

Эти факторы говорят о том, что Россия не откажется от притязаний на Укр

среда, 29 октября 2014 г.

Equity 101, 25 ноября

Список тем, которые мы обсудим:
1. Что это такое.
2. Когда надо инкорпорироваться.
3. Выбор юрисдикции.
4. Preshareholders agreement.
5. Как делить собственность между фаундерами.
6. Common and Preffered Stock.
7. Как проходит процесс инвестирования.
8. Что такое размытие, сакральный смысл и польза от этого.
9. Convertible loan (notes) and warrants.
10. Как высаживают пассажиров.
12. Совет директоров.
13. Сколько отдавать % разным инвесторам.
14. Unfundble стартапы и equity.
15. Опционы.
16. Адвайзори борд и другие консультанты.
17. Вестинг (в том числе и фаундерс вестинг).
18. Termsheet (termshit).
19. Инвест договор.
20. Затраты на дюдил и юристов.
21. Отбор доли у предпринимателя и допопцион у предпринимателя.
22. Продажа компании.
23. Drag-Along/Tag-Along Rights.
24. Золотые наручники.
25. Ловушки при екзите (liquidity preferences), nondelude.

Дата: 25 ноября 2014 года.
Продолжительность: 6+ часов с перерывом.
Цена участия: 1200 грн с человека.

Заявки на адрес office@growthup.com

понедельник, 27 октября 2014 г.

The Ukrainian-Russian conflict and European investments

In addition to my overview of the Ukrainian market for the first 9 months of 2014 (http://dennydov.blogspot.com/2014/10/what-has-happened-in-ukrainian-venture.html)

Here, I already covered the reasons why European investors do not wish to invest in Russia.

Let me remind you briefly:
1. The macroeconomic indexes are decreasing, which was obvious even before the sanctions.
2. The sanctions have influenced and will continue to negatively impact influence the economy.
Russian assets are now toxic. The majority of investors do not understand how to split off toxic and non-toxic assets.
3. The trend of state regulation of the network will rise and requirements for projects will tighten.
4. The possibility of withdrawing income from projects will be restricted.

European funds are observing Ukrainian startups for the following reasons:
1. Ukraine has chosen in favor of European integration and the long-term macroeconomic situation will improve.
2. The country is at the “bottom” and now is a good time to invest in its startups.
During the crisis, resources have become cheaper and, as a result, the same amount of money stretches further.
3. The traditional spheres of economic, which moved into “new” economic in USA and Europe long ago, are weak and they could be effectively attacked (first of all retail) (I don’t understand this sentence).
4. The state institutes “recommend” to support the Ukrainian economy (or this one).
5. The geographic focus of funds, proscribed in mandates, was very seldom formulated as “Russia.” Rather, it typically meant CSI, FSU, EE or CEE, which means that money that cannot be invested in Russia can be invested in other countries from the region. And Ukraine is one of the leaders within this group.

The following are three risk factors hindering investment:
1. War
2. Corruption
3. Winter (in view of relations with Russia and Gazprom)

Over the past 3 weeks, I have learned the following as a result of communication with 3 European funds:
1. There are no investments in the region. It is clear that money loves silence and here we find a poor investment climate, revolutions, sanctions and etc.
2. They only observe Ukrainian projects oriented towards the global market and they are typically ready to sponsor the startup team in a move to another country. They do not observe Russian projects at all.
3. Regardless of politics surrounding Ukrainian projects, they are ready to consider investments into Russia only as part of a follow-on round to existing deals.

Let me remind you that the majority of funds have currently ceased all investment deals with Russian startups. I am aware of only two cases when due diligence goes on, but the deal still requires approval from the investment committees of the funds and the representatives of these funds, so take this with a grain of salt when considering whether or not there will be a positive outcome.

Regarding Ukrainian projects, I see that European investors are actively working on 6 deals and visit Kyiv weekly.

Further, we have begun communication with two Russian startups searching for sponsorship to shift to or obtain legal status in Kyiv (or other Ukrainian cities) under pressure from potential (or existing) European investors. We are capable of doing this as a Ukrainian accelerator and there is a possibility to make it our separate line of business.

BUT!

Do Ukrainians feel innocent for putting Russia in this position in international arena?’ That is the question from S. Glazyev, assistant to the president in an interview with radio station ‘Radonezh’.

Unfortunately, I have already found three European funds that have taken a very tough position towards Ukraine. These funds, which have earned a lot of money in Russia, are reluctant to lose out on the possibility of investing in Russian projects and are waiting for sanctions to be rescinded in order to return to the Russian market. Their irritation and tough position towards Ukraine relates to the conflict that has deprived them access to the biggest market in the region.

The current situation is a very sad one, as at least one of these funds is the European leader.

See more at: http://dennydov.blogspot.com/2014/10/blog-post_12.html

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Горе от ума, как проблема отрасли

Главная проблема отрасли у меня окончательно сформулировалась на этой неделе. "Горе от ума".
Технологиеское инновационное предпринимательство - прикольная штука. Мы находимся на острие инноваций. Наше понимание изменений в экономике, науке, технике, государственном устройстве, взаимоотношениях в обществе на порядок выше, чем в среднем по стране и даже по миру. Так или иначе мы соприкасаемся с гениями и результатами их творения. Эти гении формируют векторы развития всей цивилизации на годы, десятилетия, а то и столетия вперед. И это классно.

Проблема состоит в том, что мы не умеем делиться своим видением с людьми, которые живут нормальной жизнью, живут "здесь и сейчас". И этот разрыв очень большой. Просто гигантский. Разрыв между СЕО быстрорастущей компании и бабушкой живущей в его же подъезде величиной в бесконечность. Он не может быть измерен количественно. Может быть осознан качественно. Но проблема не только в этом.
Примерно такая же проблема, но гораздо более мелкого масштаба лежит между СЕО и его командой, компанией и потребителями ее продукта. Непонимание государством отрасли тоже отсюда. Они не понимают масштаба преобразований, которые несут инновации. Мне кажется, что преодоление этого гэпа должно быть одной из задач технологического предпринимателя. Умение делиться своим видением будущего, показывать окружающим их место и роль в будущем - важный аспект деятельности технологического предпринимателя как лидера в компании и в обществе. 

В Долине эта проблема не стоит так остро. Члены команды стартапа и потенциальные клиенты варятся в одном бульоне и там все ок, но когда проект старается вырваться за пределы гиковского комьюнити - тоже начинаются проблемы. 

Осознание этой проблемы у меня началось около двух лет назад, но картинка сложилась на этой неделе, когда я столкнулся с проблемой донесения своих ценностей и видения до развитых, в общем людей. И я понял, что это не их проблема, а моя. Спроецировал на отрасль и нашел объяснения практически всем дилемам и вопросам, которые стояли давно и долго. 

Буду дальше думать над этим.

четверг, 16 октября 2014 г.

Tech Networking Party. Выдыхаем и планируем продолжение.

Если самое ценное, что есть на конференциях - нетворкинг, то зачем проводить для этого конференцию? (с) Я

Друзья, Tech Networking Party №4 прошла. Я считаю, что прошла успешно. Большинство отзывов положительные.
Вот видео:


За прошедшую неделю я переговорил с многими участниками, организаторами конференций и прикинув палец к носу, обсудили внутри команды, мы приняли решение развивать формат.

Мы решили поставить перед собой амбициозные цели, которые выглядят примерно так:

1. Как и раньше, проводить мероприятие регулярно (два раза в год - октябрь и апрель)
2. В 2 или 3 итерации нарастить количество участников до 800-1000 человек и не сломать атмосферу.
3. За 1-2 года раскрутить формат в Берлине и Долине

А теперь подробнее, что будет:

В Киеве:
1. В следующий раз мы хотим получить 350-400 человек, при этом нам надо решить проблему сохранения формата. Мы увеличили количество людей со 80 до 120, потом со 120 до 160. Сейчас мы сделали рывок со 160 до 240.

понедельник, 13 октября 2014 г.

Гостевой пост. Про ангелов в ЛА.

Введение от ДД: Наш Большой друг Наташа Березовская взяла интервью у одного из самых серьезных ангелов в Южной Калифорнии. Считаю, что читатаелям будет это полезно, и благодарен Наташе за выбор моего блога для публикации. Когда-то я публиковал гостевые посты часто. Сейчас буду возобновлять эту традицию. Итак:

Tech Coast Angels – одна из самых больших в мире ангельских групп, объединяющая около 300 членов. Она представлена в пяти регионах Южной Калифорнии, а ее члены ежегодно инвестируют совокупно около 10 миллионов долларов в компании на самых ранних стадиях. С Джимом Брандтом, членом исполнительного комитета TCA, Наталья Березовская, представляющая Uangel, встретилась в Лос-Анджелесе на чашку кофе и разговор, некоторые мотивы которого могут быть полезны начинающим украинским ангелам.

«It's more an art than a science»

Я попал в Tech Coast Angels по приглашению друга. Пришел как-то на скрининг и заинтересовался. Это была первая ангельская группа в моей жизни, но мне повезло, что я оказался именно в ней. У нас очень интересная организация, она объединяет самых разных людей – самодостаточных сформировавшихся бизнесменов, но открытых ко всему новому. Больше 15 лет назад все началось всего с нескольких человек, но, видимо, это были правильные люди и вокруг этого ядра потом сложилось целое коммьюнити.

А как понять, что в клуб подбираются правильные люди?

А как понять, можно ли с человеком создавать брак? Тут не работают правила, нужно чувствовать людей внутренне. Это не наука, это искусство. Мы, конечно же, делаем скрининг по поданным заявкам на членство, смотрим на инвестиционное прошлое человека, но к нам всегда приходят по рекомендациям и для нас очень

воскресенье, 12 октября 2014 г.

Украино-Российский конфликт и инвестиции из Европы

В дополнение к моему обзору украинского рынка за 9 месяцев 2014 (http://dennydov.blogspot.com/2014/09/9-2014.html)

Почему европейский инвесторы не хотят инвестировать в Россию я уже писал здесь. Повторюсь вкратце:
1. Макроэкономические показатели падают. Это было понятно еще до санкций
2. Санкции оказывают и будут оказывать негативное влияние на экономику
3. Российские активы сейчас оказались токсичными. У большинства инвесторов нет понимания как отделять токсичные от нетоксичных.
4. Тренд госрегулирования сети будет усиливаться, а требования к проектам ужесточаться
5. Возможность вывести прибыль из проекта будет ограничиваться

Причины, по которым европейские фонды смотрят на украинские стартапы:
1. Страна сделала свой выбор (в пользу Евроинтеграции) и макроэкономика в долгосрочной перспективе будет улучшаться
2. В стране практически "дно" и самое время входить в стартапы
3. Кризис удешевляет ресурсы, а значит на одну и ту же сумму можно сделать значительно больше
4. Традиционные сферы экономики, которые в США и Европе уже давно перешли в "новую" экономику слабы и их возможно сейчас эффективно

вторник, 7 октября 2014 г.

Changes in the Ukrainian venture market during the first 9 months of 2014. A blessing in disguise?

(версия на русском http://dennydov.blogspot.com/2014/09/9-2014.html)

The current situation is that there is a war in Ukraine. Taking this into consideration, we can observe several factors which influence the economy: 2 rounds of elections make it impossible to make any forecast, as it is not yet known what will happen in the Verkhovna Rada after the elections. The main point is that the climate for consumers has worsened as:

· The amount of money in the economy is insufficient
· People are spending far less on nonessential items. Their needs fall low on Maslow’s pyramid, which has reduced the demand for innovative products.
· The public has borne responsibility for maintaining the army, which has resulted in a reduction of retail turnover totaling 800 million to 1.5 billion hrivnas (according to estimates from specialists) in favor of purchases connected with supporting the military. Many people spend their time volunteering, which is not profitable for them and impairs payable demand.
· Dependence on imports and a weaker hrivna (relative to the U.S. dollar) negatively influence the retail index, particularly e-commerce. The volume of sales has also decreased, while the rest of cash flow actually fell by 50%.
· A lot of companies have begun to reduce expenditures on wages (most of them even did not revise wages in hrivnas) or to dismiss employees, including those who are highly-paid.
· The majority of startups are founded by men of military age and, in the event of an expansion of the war, their employees could be conscripted to the front, which can, at a minimum, cease project development.

In view of the aforementioned information, we will observe the changes that have occurred during the first 9 months of 2014

Startup Market

· During a crisis, the quantity of startups traditionally increases, which we observed in 2008. The current situation is similar. The idea is that, if enough of a certain type of people lose their jobs, they will decide to launch a new project instead of seeking new work in an adverse market. This effect has nearly doubled the quantity of startups created in Ukraine.
· Resources have become cheaper, which enables businesses

воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Нэзаминимих у нас нєт (с) И.В. Сталин (насамомделенет, два раза)

Два раза неправда в заголовке:

Первый раз. Мы работаем в бизнесе, где нет университетов. Даже МБА школы начали проигрывать акселератором в борьбе за таланты. Каждый предприниматель, инвестор и даже специалист обладают специфической экспертизой, связями и опытом. И правильная комбинация людей в команде обеспечивает успех. Потеря каждого человека, как потеря какого-либо органа в организме. Далеко не факт, что другой человек восполнит образовавшуюся пустоту.

Второй раз неправда, по тому, что Сталин такого не говорил:
Незаменимых у нас нет. — В России часто приписывается Сталину, хотя ни в его сочинениях, ни в речах, ни в мемуарах знавших его людей не встречается. Фраза получила известность как лозунг избирательной кампании (1912) будущего президента США Вудро Вильсона, однако существовала и раньше, Вильсон позаимствовал это выражение из французского языка. Позже использовалась (1932) Ф. Д. Рузвельтом, тоже в предвыборной борьбе. Единственное высказывание Сталина, отдалённо перекликающееся с этой фразой, звучит так: «Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Их надо без колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом» (из Отчётного доклада на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г.)[1]. 

А теперь по делу. Как я писал раньше в 2012 году, узкое место в украиснкой технологической системе - ангелы. С тех пор прошло два года и ангелов у нас стало больше. В кризис некоторые ангелы, которые не инвестировали некоторое время вернулись на рынок. Об этом я тоже упомянул вчера в посте. Из моих наблюдений я вынес, что у нас появилась новое узкое место. Имя этому месту "инвесторы". Я не имею в виду фонды. Я имею в виду тех людей, которые принимают инвестиционные решения.
Как я писал вчера, за короткий срок, на рынке Украины появилось большое количество разнообразных структур, которые делают инвестиции. С одной стороны акселераторы и инкубаторы (а они принимают инвестиционные решения), с другой стороны частные, институциональные (фонды) или корпоративные структуры. Некоторые из них структурированы, некоторые нет. Но основная проблема в том, кем и как принимаются инвестиционные решения.
В этой области есть несколько проблем.
Первая проблема, как не странно, в деньгах.

суббота, 27 сентября 2014 г.

Что произошло на украинском венчурном рынке за 9 месяцев 2014 или Нет Худа Без Добра

English version see http://dennydov.blogspot.com/2014/10/what-has-happened-in-ukrainian-venture.html


Введение

Текущая ситуация - сейчас в стране идет война. В связи с чем мы наблюдаем несколько факторов, которые влияют на экономику: 2 тура выборов не позволяют делать какие либо прогнозы, так как неизвестно что будет после выборов в ВР. Главное, что потребительские настроения резко упали:
- денег в экономике стало значительно меньше;
- Люди стали значительно меньше тратить на средства не первой необходимости. Их потребности опустились внутри пирамиды Маслоу достаточно низко, что снижает спрос на инновационные продукты.
- Так как сейчас население фактически содержит армию, то по оценкам специалистов от 800 млн до 1,5 млрд грн выведено из торгового оборота (из ритейла) в пользу закупок связанных с содержанием армии. Очень много людей тратят время на волонтерскую деятельность, что не приносит им дохода и ухудшает платежеспособный спрос.
- Зависимость от импорта и повышение курса доллара негативно сказывается на показателях ритейла и особенно электронной коммерции. Кроме того, что упал объем продаж, в приложении к росту курса доллара оставшийся денежный поток упа фактически в два раза. - Очень многие компании начали сокращение фонда оплаты труда (большинство, как минимум не пересмотрело гривневые зарплаты), начали сокращать сотрудников, в том числе высокооплачаиваемых.
- большинство стартапов делаются людьми призывного возраста и в случае расширения военного конфликта их сотрудники могут быть призваны на фронт, что, как минимум, может приостановить развитие проекта.

В свете этих событий мы и попробуем посмотреть на изменения, которые произошли за 9 месяцев 2014 года.

Рынок стартапов.

- Рынок стартапов. В кризис количество новых стартапов традиционно растет. Это мы видели в 2008 году. Сейчас происходит тоже самое. В первую очередь это связано с тем, что правильные люди оказываются без работы и вместо того, чтобы искать работу на неблагоприятном рынке труда, пробуют смысл запустить свой проект. Этот фактор увеличивает практически вдвое количество стартапов, которые делаются в Украине.
- Ресурсы дешевеют, соответственно привлекая одни и те же деньги в кризис, можно сделать гораздо больше (за исключением тех направлений, на которые курс гривны имеет серьезное влияние)
- Произошло на рынке изменение пропорций. Если в 2007-2013 годах на один стартап ориентированный на глобальные рынки у нас было 9 стартапов ориентированных на локальные рынки, то в связи со стагнацией украинской экономики, сейчас эта пропорция выдерживается 1:1 - на каждый один стартап

среда, 24 сентября 2014 г.

Важная компетенция предпринимателя. P&L + Cost Structure

Есть одна важная компетенция предпринимателя, на которую я обращаю внимание. Очень часто, ее можно увидеть заставляя предпринимателя баловаться со Cost Structure и P&L.

Мы часто смотрим на следующие вещи:
1. Умение перекидывать бюджет между R&D, Marketing и Bizdev
2. Умение разделять и перекидывать бюджеты между Fixed и Variable Costs
3. Умение управлять Burn Rate

На уровне отработки сценариев и стресс тестов.

На что тут надо обращать внимание? Основной вопрос, на который я ищу ответ в этом случае это: "Сможет ли стартап жить, если он не получит инвестицию вовремя? Не получит вообще?". И как следствие "За счет чего будет резаться Burn Rate, как это скажется на операционной эффективности".

Эти упражнения позволяют легко оценить навыки управления и планирования, а так же понимание "чувствует" ли он финансы вообще

Оптимизируем работу с дилфлоу - вторая часть

Продолжаю тему, которая вызывала много споров тут (http://dennydov.blogspot.com/2014/07/80.html).

Давайте поставим задачу немного поконкретнее. В каждом стартапе есть темная сторона. Если фаундеры ее не могут контролировать, то стартап развалится. Рано или поздно. Отсюда задача:
на простых упражнениях смоделировать проявления этой темной стороны, изучить их и не тратить время на обреченные проекты.

За спиной у нас уже сильно больше сотни стартапов, с которыми мы работали и несколько (это ближе к 10) сотен стартапов, которые мы смотрим в год. Чтобы оптимизировать работу с дилфлоу у нас есть несколько хитрых вещей, которые мы используем, чтобы отсеять проекты, которые все равно сдохнут в течение первого года. Паттернов мы набрались и теперь во всю их используем.

Если вы пройдете по ссылке (http://dennydov.blogspot.com/2014/07/80.html), то вы увидите упражнение, которое показывает уровень фокусировки на достижении небольших, но конкретных целей, планированием на микроуровне, расстановке приоритетов в текущих задачах и минимальных навыках биздева и этики переписки.

Сейчас мы покажем еще два фокуса.

Фокус номер раз. Он стар, как стара Силиконовая Долина. Упражнение называется Executive Summary. Все стартапы, которые к нам приходят получают методичку (вот ссылка https://www.dropbox.com/s/sjtasmpbjdgutdq/fundraising.pdf?dl=0). Методичка состоит из двух частей: первая часть - это семинар по фандрайзингу (расшифровка), вторая часть - перевод эссе Пола Грема по фандрайзингу. Любой, кто прочитает эти 45 страниц станет немного умнее и достигнет части просветления. И если я даю больше практические вещи, то Грем грузит стратегией (мы перевели Грема с его любезного разрешения и отдаем на правах СС лицензии законно).
Мы просим две вещи: прочитать 45 страниц и написать первую версию Executive Summary. И тут случается БИНГО!!! к нам возвращаются меньше половины стартапов. Вторая половина не считает нужным сделать то, что их просят или они не могут сформулировать четко о чем их стартап.
Те, которые не вернулись, ну и фиг с ними (я понимаю, что у нас есть на рынке ангелы, которых можно питчить на пальцах и которые не требуют документов, акселераторы, которые требуют только презентацию с картинками). У стартапа впереди очень много работы по подготовке документов для инвесторов, это отнимает много времени, сил и внимания. И это важно. Если на ранних этапах стартап не готов потратить на это 15 часов, то и в будущем не будет тратить. Проверено! А значит он будет сливать встречи с инвесторами.
Это же упражнение позволяет отсеять людей с идеями, а не бизнесами, непризнанных гениев и безумных ученых.

Фокус номера два. Он тоже стар, как мир. "Разделяй и властвуй". Заставьте старатап подписать Preshareholders Agreement. Простой документ, в котором фанудры расписывают свои обязательства, области компетенции, зоны ответственности и доли. Договариваться надо на берегу. Это их внутренний документ. К нам они должны прийти с подписанным документом между собой.
Очень часто я наблюдаю два процесса:
1) стартап разваливается. Не договорились. Очень легко сказать "давайте делать стартап", совсем другое брать на себя ответственность. И выясняется, что команда не готова. Она бы развалилась потом, через полгода. Но унесла бы кучу времени, денег, усилий и нервов. Друзей превратила бы во врагов. Зачем? Лучше сделать это сейчас.
2) кто-то из команды уходит. Он взвешивает все за и против, понимает всю меру ответственности и обязательств. И отказывается. Так происходит очищение команды. И стартап идет вперед, если потеря одного или нескольких членов оказалась несмертельной.

Такие два упражнения дают возможность отсеять больше половины стартапов, которые присылают заявки и сэкономить кучу времени.

вторник, 23 сентября 2014 г.

Война будет стимулировать инвестиции в хайтек украинских ФПГ

Еще раз сошлюсь на свой пост трехлетней давности (Немного мрачной футурологии) и наложу его проекцию на существующую действительность.
Происходящее в стране многие ФПГ и олигархи начали понимать, что физически активы будет очень трудно сохранить. А учитывая демографические и культурные сдвиги в Европе и США, считать наш мир стабильным в долгосрочной перспективе нельзя. Если смотреть на политическую, экономическую, демографическую, национальную и религиозные карты мира в динамике, то нельзя не увидеть процессов, которые приведут мир к нестабильности, а вероятно, и войнам.

Большинство украинских олигархов и финансово-промышленных группировок столкнулись с невозможностью сохранить свои активы в условиях войны. Над частью из предприятий они утратили контроль, часть физически разрушено. Это начало стимулировать некоторые процессы.

Я знаю, как минимум 6 таких ФПГ, которые задумались над активами за рубежом, которые которые в случае беспорядков и войн будет трудно (невозможно отобрать). И некоторые из них наткнулись на мой вышеупомянутый пост. После общения с некоторыми эмиссарами я понял, что они видят два сценария:

1. Инвестиция в зрелые ИТ проекты, как портфельный инвестор со средним чеком 10+ млн, в стадии Mezzanin (Перед IPO) - минимальные риски, близкая доходность (дивидендная политика или ожидаемый рост). Более того, оди из украинских олигархов вложился в IPO Alibaba и очень доволен результатом. На более ранние стадии уходить они боятся, так у них нет экспертизы в анализе рисков на более ранних стадиях, а главное их не рассматривают как профильных инвесторов. Для этого как минимум в двух ФПГ создается "венчурное подразделение", которое будет наращивать экспертизу и работать в режиме Family Office или Venture Arm. Уверен, что я не про все знаю.

2. Инвестиции в фонды. Тут они пошли в более ранние стадии и стали LP фондов. К сожалению, из-за незрелости отрасли они ведут переговоры с европейскими или долиновскими фондами (везде требования - опыт управления фондами от 10 лет у команды + успешные екзиты или успешные фонды). Пытаются заходть с большими чеками (10-30 млн баксов) и ожидают право первой ночи на поздних раундах (10-20 млн в одну сделку). Я не знаю кейса, где им бы предложили такое право. Эти сделки не афишируются и фонды очень боятся денег из Украины. Возможно для начала наших будут использовать как dumb money for coinvestment. Что плохо, но для начала сгодиться. Этот сценарий можно рассматривать как гибридный - LP в Фонд + прямые инвестиции поздних раундов.

Что плохо для нас? Наш фонд очень маленький для них и мы остались без этих денег, хотя переговоры вели (а некоторые даже ведем).

Что плохо для рынка? Инвестиции в украинские стартапы не рассматриваются (понятно, что у нас никто не может принять такие чеки).

Что хорошо для рынка? На рынок будет приходить экспертиза и через 2-3 года возможно некоторые из таких структур будут делать раунды B, а возможно и А.

Обращаю внимание, на то, что никого не интересуют высокие технологии. Единственный критерий - условная независимость от инфраструктуры и локальных законодательств. Никакой другой бизнес не может дать этого на данный момент.


Еще несколько типсов по фандрайзингу

Написал письмо одному стартапу, которому помогаем искать раунд. Подумал, что это может быть полезно не только ему, шарю.



У нас оборот писем по интро инвесторам вашего стартапа перевалил уже через 2к писем. Конверсия сильно низкая. Мы помогли организовать больше сотни встреч с инвесторами в Долине и Европе и я попробую высказать свои подозрения, почему у нас такая низкая конверсия. Хотя, на данный момент привлекая к Вам инвесторов, мы познакомились с более, чем 30 новыми фондами, которые отказали вам во встрече с ХХХХХХХ в Долине или Ирландии, но готовы смотреть на наши новые проекты (кроме вас мы сейчас собираем пул инвесторов под оин азиатский проект, один европейский и один проект из Бостна)

1. Мы привыкли работать с компаниями, которые хорошо делают домашнюю работу и дают нам целеуказания: список инвесторов, которые инвестируют ваши стадии, ваши чеки, ваш рынок, вашу географию и вашу бизнес-модель. Как показывает практика, такая работа занимает до 40 часов и имеет на выходе 15-30 фондов, конверсия по встречам внутри которых при нашей работе сильно выше 50%. Пока с вашим проектом мы работаем с конверсией сильно меньше 10% (причины - в Ирландии мы достаем всех инвесторов по списку, в Долине мы достаем фонды, которые мы знаем). Работая в таком режиме, мы расширяем наш пул фондов, которые нас знают (значительно, например сейчас мы увеличили базу фондов, которые нас знают на 20% за 5 недель), с другой стороны даем понимание, что что мы не верифицировали соответствие стартапа и инвестиционной стратегии фонда.

2. Отсутствие географического фокуса. У инвесторов есть понимание, что такое локация стартапа. Вы не калифорнийский стартап. Точка. Переезд никого не интересует, так как этот процесс, должны финансировать на предыдущей стадии ангелы или сидфонды и калифорнийским или европейским инвесторам раунда А надо предъявлять стартап уже "легализованный" в локации. Это в первую очередь означает перенос бизнес-части, при этом у сотрудников уже должна быть виза, позволяющая работать в локации. Очень редко инвесторы раунда А и позже готовы терпеть метания предпринимателя, как у Влада Воскресенского (месяц там и месяц тут), но у Влада на борту нет калифорнийских денег, а инвесторы из бывшего СССР, как раз легко мирятся с этим. Поэтому, когда мне задают вопрос, "где находится стартап?", становится последним перед тем, как отказать во встрече.

3. Привлекаемая сумма. Тут есть две проблемы. Первая 0.5-1м это очень сильно не о чем. 0.5м для классического фонда неприемлемый чек и мне на это указали не раз. Локальные сидфонды могут давать такие деньги, глобальные же фонды дают такие деньги только в том случае, когда знают предпринимателя давно и верят в него. Обязательным условием должно быть правило 100 (а лучше 50) миль - предприниматель должен быть "под боков" в вашем же случае, это далеко не так. Но и эта проблема не главная. А главная вот в чем:

4. Если вы привлекаете деньги, то они привлекаются под стратегию. И реализация стратегии должна заканчиваться определенными KPI. Вот тут и ловушка - 0.5м и 1м - это принципиально разные стратегии. И когда ты пишешь 0.5-1м фонду, он сильно не понимает и сразу, на уровне саммари, хочет видеть сразу две стратегии (не продолжение одной, а именно две разные стратегии).

5. Вы привлекаете деньги под масштабирование продаж продукта, который еще не вывели на рынок. Да, первый ваш продукт дает хороший трекшн и даже небольшой ревеню, но новый продукт ориентирован на другую платформу и на другую аудиторию. Риски сохраняются и я получил не один ответ "когда они получат 500к пользователей, мы на них посмотрим" (но в этом случае они не верят в раунды даже 1 млн. тогда надо поднимать 2-3 млн.

6. А теперь о том, что будет дальше убивать вашу конверсию. Есть несколько фраз, которые должны быть в первом же письме. Одна из них "thank you for intro, Denis, moving you to BCC". Каждый человек, который участвует в переписке должен быть очень хорошо взвешен. Вместо того, чтобы выкинуть меня, вы добавляете еще одного человека, который не есть член команды, он не представлен и его роль явно не указано. Первая встреча с инвестором и переписка с ним - как первое свидание и подготовка к нему. В данном случае это выглядит так, как вы на это свидание к девушке берете всех своих родственников, включая дальних. Участие любых посредников, возможно когда подошли к структурированию сделки. Инвесторы очень любят, когда они говорят с фаундерами-предпринимателями и не любят, когда этому процессу кто-то мешает. Я настоятельно рекомендую в данную переписку включать ТОЛЬКО фаудеров, людей роль которых вы можете описать и это будет важно для бизнеса компании и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с почтой на вашем домене. Чем меньше людей будет в переиске, чем внятнее они будут, тем больше вероятность, что встреча состоится. Не забывайте, что некоторые инвесторы согласятся на встречу только по-тому, что я попросил (я им когда-то, чем-то помог и они не могут отказать) и тогда эта встреча будет тратой времени для вас, инвестора, а я сожгу впустую одну возможность. Это касается в первую очередь фондов уровня Sequoia (в просто не представляете, какая за этим интро стоит работа, чтобы сделать такие встречи про многолетние отношения я не говорю).

7. Ну и чем меньше 24 прошло от момента написания интро до вашей реакции на него, тем лучше. Инвесторы на это смотрят.

Надеюсь, это письмо поможет вам. Спасибо!

пятница, 19 сентября 2014 г.

Почему нельзя вкладывать в рунет и все-все-все (многабукав)

Я всегда любил макроэкономику и международные финансы. Но все, что мне дали эти курсы на программе МБА и подслушанные пару лекций в американских и европейских школах это то, что слишком поверхностные знания не помогают и надо опираться на профи в этих вопросах. И я не стесняюсь задавать вопросы профессуре БШ (из разных стран) и экономистов, к которым у меня есть эпизодический и не только доступ.

Единственный вопрос, который меня мучал последнее время - почему Российский фондовый рынок не реагирует на события, как это написано во всех учебниках. Из того, что я понял месяц назад - это то, что Российские индексы (РТС и другие) показывают не состояние экономики, отдельных компаний и отраслей, а скорее баланс капитала, который бежит из страны и баланс капитала, который выдавливают из Европы и Америки. Они формируют спрос и предложение на рынке акций.

По рублю все еще проще - приток валюты из-за рубежа затруднен (остались только нефте и газодоллары, поток, которых падает из-за падения цен и добычи, потоки которых не сильно прозрачны) а доступ российских банков к валюте сейчас затруднен из-за санкций. Понятно, что рубль под давлением, но ЗВР позволяют его держать в пределах.

Но за последние пару дней у меня сформировалась картинка, когда я свел все разговоры с экономистами в одно - это то, что у Путина получилось создать замкнутую финансовую систему. С каждой неделей фондовый рынок и финансовая система России становится вещью в себе и на ней не отражаются страновые риски. Почему, да потому, что Теорема Геделя (https://en.wikipedia.org/wiki/G%C3%B6del%27s_completeness_theorem) о полноте. Понять проблемы системы можно только выйдя из системы. Раньше такими активными наблюдателями были иностранные инвесторы, которые сравнивали Россию с другими развивающимися рынками и в случае увеличения страновых рисков уходили на другие рынки, понижая индексы. Это сейчас и происходит с русскими бумагами на биржах в США и Европе. На российских биржах этих инвесторов нет или их количество несущественно, а российские инвесторы живут внутри системы, где страновые риски - есть часть параметров системы. Поэтому они на их изменение не реагируют.

Выводы, которые я делаю из этого - происходит СССРизация (изоляция) экономики России. Это значит, что даже спекулятивный иностранный капитал сюда не будет приходить. Осталось еще одно действие - делистинг российских компаний на мировых биржах, но, думаю, что это вопрос времени - еще пара арестов (а без этого никак) опустит акции российских компаний до мусорного уровня и картина будет закончена.

Почему нам это важно? По тому, что зажим экономики невозможен без зажима основных свобод граждан. Вместе с СССРизацией экономики происходит СССРизация и Геббельсизация информационного пространства. По теореме Геделя, чтобы проблемы системы не были видны внутри, надо исключить обмен информацией с внешним наблюдателем (внешним миром). И интернет тут становится главным врагом. Я не вижу других способов решить этот вопрос в России, кроме как по китайскому сценарию. А значит, интернет проекты в России получают огромную порцию рисков, о чем мне и талдычат европейские и американские инвесторы. Они не будут вкладывать в Российские стартапы по двум причинам: 1) бесперспективно с точки зрения макросреды и макропрогнозов на сколь-нибудь длительный период, 2) и только на втором месте санкции. Я боюсь заглядывать в прогнозы по ограничению выезда Россиян за рубеж (как короткий тренд) и перемещения внутри страны (как длинный тренд).

Жалко, что это все не так хорошо видно из самой России, да из Украины тоже. Европа это хорошо понимает, Штаты не сильно пекутся ибо далеко.

Ну и простите, если для кого-то я стал СПАСИБОКЕПОМ. Посчитал нужным объяснить, так как пересказ этого часто занимает много времени.

воскресенье, 27 июля 2014 г.

No Russains (c) Max Skibinsky

http://skibinsky.com/no-russian/
http://skibinsky.com/no-russian-2/
Введение: Мне очень больно (кому неинтересно, может сразу переходить к разделу "А теперь по теме")
Я родился в 1974 году и когда СССР развалился мне было 17 лет. Юношество и отрочество я провел в большой стране. У нашей семьи было очень много друзей по всему Союзу и в нашей квартире останавливались ученые и инженеры с большой буквы И из разных республик. Мой отец не вылазил из командировок по СССР (он был инженером в ВПК, позже главой КБ).  И я вырос интернационалистом. Я не делал разницы между русскими и украинцами, так же как и евреями, узбеками, казахами и другими ибо все, с кем я пересекался были глубоко образованными и интеллигентными людьми. Я очень благодарен семье за это. Слово кацап я впервые услышал аж в 1992 году, анекдоты про москалей и бендеровцев были просто анекдотами (мои русские друзья вплоть до 2010 года просили меня рассказывать из, а их я знал очень много, и в Москве, и в Питере, и в Долине, и в Париже и Цюрихе, они просто щекотали нервы слушателям), сейчас эти байки и легенды крутят по российскому ТВ.
С 1993 года я был в Москве несколько сотен раз (уверен, что больше 200, но не уверен, что больше 300). Сейчас 80% моих близких друзей составляют примерно три равные группы - украинцы, русские и евреи. Я даже не буду рассказывать, где они живут. Они живут по всему миру. Я русскоязычный и семья у меня говорит на русском. И при этом я украинский гражданин, украинец по национальности (хотя у меня есть и русская и балканская кровь), патриот своей страны.
Гнилость СССР, коммунистической партии, социалистического строя я понял к 14 годам. Так получилось что я был умненький подросток и легко сопоставил историю, теорию государства и права, основы научного коммунизма и реальность за окном, и сделал выводы. Когда я вступал в влксм, единственное, что меня грело - это то, что я видел в комсомоле ту силу, которая сможет что-то поменять в это стране и я верил в Горбачева.
Почему мне больно? Это по тому, что я всегда очень хорошо относился к россиянам, всегда с уважением к силе России, да и ностальгия подъедала меня немного. Мне сейчас больно, из-за того, что ситуация в стране портит отношения между людьми. Которые строились десятилетиями. Кто читает меня в соцсетях, видит мой накал отношения к государству России. К сожалению, многие россияне принимают это на свой счет и я их понимаю. Я так потерял уже много друзей (ругать свою страну могут граждане, но не граждане других стран). Точно так же у меня вырабатывается злость против россиян, которые хотят уничтожить мою страну, ее независимость и государственность. Они не понимают, что призывая ввести войска сюда они хотят убить меня ибо я готов отстаивать свою страну с оружием в руках, как большинство граждан. Называя фашистами людей, которые хотят жить свободно они называют фашистами меня. И поэтому мне больно - я теряю друзей, которые хотят убить меня (по моей инициативе) и теряю друзей, которые не приемлют моего негативного отношения к государству Россия (которое ведет войну против моей страны).
При этом моя семья пострадала, как в войне с фашистской Германией (мой украиноязычный дед прошел всю войну разведчиком и получил много ранений), так и от большевиков (мой другой дед работая директором военного завода попал на место, на котором расстреляли 4 директора за 12 месяцев, и с 1940 года по 1945 года каждую ночь к дверям выставлялся тревожный чемоданчик с бельем на случай ареста), так же мои родственники пережили Голодомор, устроенный большевиками.

Это было длинное вступление, чтобы стало понятно, что я не русофоб, не желаю зла россиянам и русским (слишком много среди них людей, которыми я дорожу и которых люблю).

А теперь по теме.
Мой взгляд на ситуацию в технологическом бизнесе (Америка и Европа). Мне кажется, что Макс Скибински не хотел обидеть РУССКИХ. С моей точки зрения картинка выглядит так:
- в технологическом бизнесе огромные риски. Основные риски связаны с неопределенностью Найта, много технологических рисков, маркетинговых, высокая конкуренция, риски команды. Technology entrepreneurship is about risks. И люди, работающие в этой отрасли понимают их, умеют их оценивать и принимать (или не принимать). Большинство русских, которые так или иначе громко засветились в Долине и даже в Европе, связаны с РВК, Сколково, сейчас будет ФРИИ. Это все государственные деньги. Деньги страны, которая со времени войны в Грузии несет огромные страновые риски. Сейчас, когда вводятся санкции по отношению к разным госкомпаниям, Госдеп выпускает директивы, рекомендующие стартапам воздержатся от работы с российским капиталом и другие инициативы увеличивает риски работы с русскими инвесторами и стратапами до небес. отрасль не хочет принимать дополнительные риски в области где их и так очень много. И именно поэтому они отказываются работать с государством Россия и всем что с этим связано. После скандала с русской разведчицей стало понятно, что неафилированность с кремлевскими структурами не гарантирует отсутствие прямой или косвенной связи с Кремлем. И тогда в рамках минимизации рисков, они просто отказываются работать с любыми русскими. Не по тому, что они их не любят, а потому, что нет возможности, времени, сил и желания сортировать хороших русских и плохих. Просто от работы с ними инвесторы отказываются. И этот тренд появился не сейчас, а он усиливается с 2009 года (если не раньше).
- второе и немаловажное. в русском технологическом комьюнити есть несколько человек, которые дискредитировали себя (это и Долина, и Европа и даже Лондон). Пара скандалов и судов тоже добавили. И теперь люди русскоязычных боятся еще и по этой причине.

Но есть две вещи:
- в той же Долине я не видел ни одного случая, чтобы у кого-то сложилось только по тому, что он американец, индус, китаец или еврей. Там это не влияет. Есть большое количество успешных русских и украинских предпринимателей (несколько десятков - это много). Они отличаются тем, что им было что показать кроме того, что они русские. Если ты честно вкалываешь, разделяешь ценности, достигаешь результат, то влияние твоего происхождение на твой успех - в рамках погрешности. Именно поэтому, русские или украинцы, которые делают свое дело, достигают успеха. Я не видел человека, который бы поставил бы в вину Брину его происхождение, или сказал, что Макс Левчин добился успеха, потому, что он родился в Украине. Макс Скибински сам является хорошей иллюстрацией (тут многие кричали "Да кто такой Макс, пусть затыкается". Так вот да, Макс в долине фигура. Он не входит в топ 100, но его мнение и рекомендация там ценится, за спиной у него есть что показать и я рад, что знаком с ним уже много лет). Поэтому вместо того, чтобы истерить на тему русофобии, надо делом доказать, что ты чего-то стоишь.
- мода на Украину в Долине и Европе - это не то, от чего можно отталкиваться. Мы видели как это произошло в 2004-2005 году. Те, кто смотрел ТОЛЬКО на страну происхождения очень дорого поплатились. На этой эйфории в отрасль пришли мудаки и мошенники, которые уже в 2008 году сделали так, чтобы украинцев стали опасаться. Потом добавился наш Презерватив, который увеличил страновые риски и осложнил жизнь украинским инвестором потенциальными санкциями (россияне сейчас это начинают понимать своей шкурой). Скоро мира нажрется дерьма от некоторых представителей нашей национальности или владельцев украинских паспортов и эйфория пройдет.
- за последние пару месяцев, несколько человек из отрасли переехало в Долину. Мне очень интересно наблюдать за ними по запросам референсов (от 2 до 10 в неделю я получаю таких заросов). Очень многие люди, которые  с ними пересекаются в Долине, зная, что мы знакомы, спрашивают меня про них. И я даю рекомендации, даже понимая, что в отдельных случаях они могут работать против меня. И это по тому, что я понимаю, что это люди, с которыми можно работать. Но если у меня есть малейшие подозрения в связях с Кремлем, я тихонько соскальзываю с темы.

Господа, чтобы добиться успеха, надо вкалывать. Украинцам и русским надо вкалывать больше, чем кому-либо, мы отрабатываем карму тех, кто нам насыпал дерьма на голову. Можно сколь угодно ругать Макса за позицию, но надо принять то, что он пишет, как факт и жить с этим.

Обсуждать лучше в ФБ. https://www.facebook.com/dennydov/posts/10154369279170125

понедельник, 21 июля 2014 г.

Как сэкономить 80% времени на коммуникации со стартапами

Как любой человек, который много общается со стартапами я время от времени начинаю жалеть свое время. После встречи со стартапом всегда хочется помочь и возможно написать пару интродашнз. О чем потом жалею. очень часто это пустая трата времени, да и потом тебя обвиняют во всех грехах.
Так вот, я придумал как сделать так, чтобы количество писем в интересах стартапов уменьшилось в 5 раз.
Для этого надо сделать две вещи.
1. Попросить стартап сделать что-то (подготовить саммари, написать письмо, просчитать рынок по другому алгоритму и др)
2. Попросить выйти на контакт через какое-то время, но это время должно быть больше. чем требуется на исполнение задания.

Может это выглядеть так: "Подготовьте request for intro в два абзаца, где в первом абзаце вы коротко описываете свой продукт, а во втором что вы хотите от человека и пришлите мне такой риквест через две недели в среду, при этом письмо должно показать, что вы хорошо понимаете, что это за человек (нагуглить несколько интервью с ним и всю доступную информацию) и что за компания".

В 4 из 5 случаев вы не получите такое письмо. Это может быть любой из причин:
- решили, что это ля них не важно
- не нашли время гуглить
- нагуглили, но не стали писать
- написали, но не отправили
- отправили но раньше или позже

Любая из этих причин является хорошим индикатором того, что не надо со стартапом дальше работать. Это показывает, что у стартапа проблемы с тайм менеджментом, внутренней организацией и приоритетами. Такое интро с 99% вероятностью будет зафкаплено и в следующий раз человек будет очень настороженно относиться к вашим интро.
После такого факапа можно смело просить неразумную плату (я не про деньги, а про усилия, которые стартап должен приложить) за такое интро (или просто тупо отказывать), а самому стартапу резко понижать приоритет.

ЗЫ. А большая часть стартапов больше никогда и не появляется.

Добавлю теги "сраная метла", "гнать"

суббота, 12 июля 2014 г.

Почему я не верю в краудфандинг

Прочитал статью Юрия Аммосова, с которым познакомился в Долине в 2005 году еще. С тех пор виделся с ним в Москве пару раз и иногда читал его статьи. По последней и хочу высказаться (http://slon.ru/biz/1123647/).

За попытками поднят краудфандинговые проекты слежу давно. С 2007 года видел несколько десятков таких проектов, как в Европе, так и в США. Более того, мне посчастливилось присутствовать на встрече основателей Kickstarter с группой инвесторов, когда они еще искали модель. Говорил на эту тему с разными инвесторами из Долины и Европы. Так что знаком с темой не по наслышке.
Давайте сразу разделим карудфандинг и краудприпеймент.
Разберемся сразу со вторым. На примере того же Кикстартера. Кикстартер - это сбор предоплат. Чаще всего, собранных денег не хватит на запуск серьезного продукта и придется еще получать инвестиции. Любой, кто знаком с экономикой стартапа на ранних стадиях, понимает, что если все R&D перенести на себестоимость опытной партии, то партия получится золотой. Не говоря о том, что опытная партия все равно по себестоимости очень далека от серийного производства. Зачем же нужен Кикстартер? Когда ми приходим к инвестору, он хочет увидеть проверку гипотезы, что продукт востребован на рынке. Высшая степень коммитмента со стороны потребителя - внесение денег за еще не существующий продукт. И это то, что хочет получить инвестор. Если вы вывели несуществующий продукт на Кикстартер (или любую другую платформу) получили вместо 1000 ожидаемых продаж 5000. Инвесторы будут рады профинансировать продукт, так как один из рисков снят. И это классно.

Обращаем внимание на два момента:
1. В 95% случаев для сложного продукта (комбинация железяка + сервис) поднятых денег не хватит и надо будет поднимать раунд все равно, другое дело, что денег надо брать уже меньше, вероятность больше. Но сроки уже будут поджимать, взяты обязательства поставить продукт к определенной дате.
2. Покупатели и проект не вступают в отношения инвестор - объект инвестирования.

пятница, 11 июля 2014 г.

Семь

Сегодня пятница и я хочу подвести итоги моего двухнедельного личного ресерча ритейла.
Говорил с людьми от топов (акционеры, инвесторы, екзэки), мидл менеджмент, рядовые сотрудники. Разные подразделения от финансов, до маркетинга, продаж и работы с поставщиками. Компании - экспортеры, ритейл онлайн и офлайн, логистика и подрядчики (реклама, пр). Говорил или переписывался с 32 людьми. Специально не опрашивал людей, которых хорошо знаю.

Выводы:
- в отрасли ППЦ. Падение спроса и полное выпадение (спрос, логистика) некоторых регионов.
- офлайн ритейл пострадает очень сильно
- онлайн ритейл начинает сокращать бюджеты. Вероятнее всего будут сокращения. Что делать с рекламой, народ не знает. Сократить - упадут продажи. Оставить - не окупятся. СТР падает.
- онлайн плнимает, что это отличная возможность отжать за год у онлайн ритейла существенную долю, но на это нет ресурсов, а главное, стратегий и понимающих людей. Все знают как воевать с онлайн конкурентами, но как отжимать у офлайна долю - понятия не имеет.
- у рекламных площадок unsold inventory растет угрожающе. Думаю, что медийным холдингам и паблишерам будет очень плохо.
- САС дергается. Цены падают, но и конверсия тоже. Народ жалеет, что не инвестировал в экспертов направления и экспертизы Баса Годска. И не понимает, как тонко тюнить закупку трафика. А сейчас этого нету.
- уверен, что инвестиции в бренд, лояльность и ретеншн окупятся именно сейчас
- только единицы понимают, что бюджеты надо не сокращать, а переспределять. А кто понимает, не имеет стратегии куда и как.
- сокращать людей надо было три месяца назад. По умному. Сокращать зп всем было нельзя. Надо было увольнять бесполезных людей. Полезных сохранять. Уверен, что любой ритейл может безболезненнл сократить 30% людей. Если напрячься, то 50%. Почему этого не делают? Не понимаю.
- экспортеры могут завалить офлайн и поднять онлайн, но боятся это делать. Как и в 2008.
- переживший 2008 год сильный соо сейчас ценнее даже 10 самых хороших смо.

Вообще, осталось такое же впечатление, как и после просмотра фильма "Семь" - безысходность в стиле нуар. Хотелось бы ошибиться.

Создана рабочая группа по инновационному развитию бизнеса на базе инициативы «Реанимационный Пакет Реформ»

Теперь это официально. В рамках РПР (самой авторитетной лоббисткой организации у нас в стране) создана рабочая группа по развитию инновационного бизнеса. Ядро группы составили люди, которых я уважаю и много лет работал вместе. Именно поэтому я не смог отказать (моя позиция в этих вопросах очень жесткая - государство должно держаться подальше от технологического бизнеса и помогать очень точечно и взвешенно). В группе я буду больше придерживаться статуса наблюдателя и отстаивать следующие позиции:

- технологический бизнес это бизнес, 90% проблем этого бизнеса ничем не отличаются от проблем любого другого бизнеса (администрирование налогов, проверки, регуляторная политика, импотенция и коррупция в судах, несовершенство корпоративного законодательства, особенно в области защиты прав миноритариев). В первую очередь надо решить эти вопросы.
- я уверен, что одним из тормозом инновационного является невозможность создания украинцами компаний за рубежом без лицензии НБУ. ЭТо пережиток СССР и даже страна, которая сейчас ближе всего к состоянию СССР не имеет этих ограничений. Технологический бизнес давно стал глобальным и безграничным. Рудименты совка - как гиря на ногах. В этом вопросе я последователен и категоричен последние 7 лет.
- я настаиваю на том, что "дилемму выживших" нельзя забывать. Глядя на то, как у некоторых стран получилось (Израиль, Эстония), надо изучить опыт тех, у кого не получилось. И только потом строить. Я искренне уверен, что не повторить ошибок (которые чаще всего общие), важнее, чем воспользоваться успешным опытом (он чаще всего привязан к уникальным параметрам).
- ну и я за реформу науки, НАНУ и МОН. В таком виде, как оно сейчас существует оно не стимулирует науку и инновации, а является основным тормозом.
- я верю, что диаспора может помочь, в первую очередь опытом и связями, в последнюю инвестициями, развитию отрасли.

Я вижу, что с одной стороны, новая команда пытается что-то сделать (пришли правильные люди), с другой стороны бюрократическая и коррупционная машина, которую создавали еще Кравчук и Кучма, довел до абсурда Овощ, так просто не сдастся. Но, к сожалению, у нас нет 40 лет, как было в свое время у евреев. Так что надо воевать. Я готов приложить посильные усилия к этому.

Почему РПР? РПР работает прозрачно и эффективно. Администраторы не вмешиваются в работу рабочей группы, а следят за тем, чтобы группа работала по определенным правилам. У РПР есть отличные результаты работы, которые получены быстро и эффективно. Мне это очень нравится, подобного у нас в стране я не видел. Именно поэтому до конца месяца я выйду из других аналогичных структур и сосредоточусь на работе здесь.

Пресс релиз под катом.


вторник, 1 июля 2014 г.

Инвесторы в нашей части Земли (Россия-Украина)

Получил такое письмо от Украино-русского стартапа, с которым работаю. Хочу акцентировать внимание на то, то ситуация справедливо и для Украинских инвесторов. Европейцы и американцы стараются соблюдать этику.

Понемногу веду блек-вайт листы по ангелам и фондам, которые вижу. Готов поддержать создание TheFunded.com для рынка СНГ.

"Мы решили отказаться от общения с русскими венчурными инвесторами на ранней стадии по одной простой причине: они демонстрируют удивительное отсутствие элементарной деловой культуры. Эти люди не умеют отвечать на письма (сообщения в социальных сетях). Чаще всего они просто игнорируют ваши письма, даже если вы знакомы и ведете переговоры об инвестициях. Никаких норм и правил ответа на письма для них не существует. Редко кто из них скажет: "этот проект нам не интересен". Чаще всего они просто не ответят. Или зададут вопросы и опять пропадут на месяц-два.
В нашей практике есть два удивительных случая, когда мы подписывали term sheet (это было 2 разных известных на рынке инвестора посевной стадии), но оба раза инвестор начинал тянуть кота за хвост и растягивал весь процесс на 3-5 месяцев, постоянно пропадая из общения и не предоставляя никакой обратной связи. От фразы "мы приняли решение инвестировать" через общение юристов (ни разу не дешевое удовольствие для нас) в полное "не-алё".
Самое популярные слова из наших переговоров: "завтра" и "перезвоните позже". Обе сделки так и не состоялись. Для seed-стадии время важнее денег, поэтому мы приняли решение больше не тратить свой ресурс на общение с русским венчурным инвестором. Бессмысленным и беспощадным."

четверг, 26 июня 2014 г.

Законы Юджина Кляйнера

Заметил, что законы, на которые ссылаются в Дилине, почти не упоминаются в в русскоязычном технологическом бизнесе. А там они почитаются как заповеди.Приведу их:

Make sure the dog wants to eat the dog food. No matter how ground-breaking a new technology, how large a potential market, make certain customers actually want it.

Build one business at a time. Most business plans are overly ambitious. Concentrate on being successful in one endeavor first.

Risk up front, out early.

The time to take the tarts is when they're being passed.

The problem with most companies is they don't know what business they're in.

Even turkeys can fly in a high wind. In times of strong economies, even bad companies can look good.
It's easier to get a piece of an existing market than to create a new one.

It's difficult to see the picture when you're inside the frame.

After learning some of the tricks of the trade, some people think they know the trade. (This reflected some of Eugene's own humility; he recognized that many venture capitalists thought they were experts when they had just a bit of knowledge.)

Venture capitalists will stop at nothing to copy success.

Invest in people, not just products. (Eugene always respected founding entrepreneurs. He wanted to build companies with them not just with their ideas.)

Источник http://en.wikipedia.org/wiki/Eugene_Kleinerhttp://en.wikipedia.org/wiki/Eugene_Kleiner

среда, 18 июня 2014 г.

Надо помогать журналистам. Семинар!

Два года мы не делали семинары для журналистов. А время идет. Отрасль становится все более популярной, приходят новые журналисты, которые по старой доброй традиции обращаются к нам с просьбой разъяснить некоторые аспекты работы нашей отрасли. Это связано с тем, что этот бизнес работает "некаквсеостальные" и самому быстро, порой сложно разобраться. И поэтому, мы решили опять прочитать семинар для журналистов "Основы Технологического бизнеса", чтобы дать общее понимание, как работают отрасль, стартапы, фонды, инкубаторы, акселераторы, ангелы.
Темы, которые будут рассмотрены:
- что такое стартап
- как предприниматель строит бизнес
- какие бывают инвесторы (с привязкой раундов инвестирования к стадиям развития стартапа)
- чем отличается портфельный инвестор от стратегического

+ ответы на вопросы

Для журналистов бесплатно, invitation only

Дату назовем по мере формирования группы  (27го Июня, Пятница с 11-00 до 15-30)

Если кого это заинтересовало, пишите aleksas.sd@gmail.com

вторник, 17 июня 2014 г.

Готовим пилотник видео-питчей по формату Startup Crash Test


Раз в месяц в креативном пространстве Часопис проходит Startup Crash Test (http://sctest.org). Сейчас это «семейное» мероприятие на 50 человек, где презентуются 3 стартапа. Анонсы писать не буду, так как билетов на следующий SCT уже нет, да и речь сейчас не о том.

Речь о том, что мы решили расширить границы мероприятия.  SCT проходит раз в месяц и вместить на своей сцене всех желающих выступить он просто физически не может. А украинский рынок стартапов неуклонно растет и часть довольно неплохих стартапов не получает внимания со стороны игроков рынка, что влияет на узнаваемость, доступ к деньгам, получение обратной связи и тд.

Поэтому мы решили создать онлайн-составляющую для Startup Crash Test — страницу с видеозаписями питчей. Формат: 5-минутная презентация по шаблону SCT. Несколько раз в месяц мы будем записывать качественное видео для десятка проектов и публиковать на сайте. Возможно, оставим публичное комментирование, но с модерацией.

В ближайшее время мы подготовим пилотник и сейчас начинаем собирать первых желающих. Предпочтение отдается в первую очередь тем, кто еще нигде не выступал.

Если вы из такого проекта — пишите Игорю Стефураку is@growthup.com.
Если вы знаете людей из такого проекта — покажите им этот пост. 

четверг, 12 июня 2014 г.

Что видно на рынке

За последние несколько месяцев я очень много думаю над стратегией и обсуждаю с партнерами разные вещи. Итого, на входе у меня есть несколько поинтов:
1. Действительно крупные компании (500м+) продаются не так уж и часто. Таких сделок единицы-десятки в мире в год. Но это не самое страшное, очень страшно, что:
2. Такие сделки приходятся на группу из 30 фондов, 100 ангелов (в основном в Долине)
3. Сделки небольшие (десятки млн) не влияют существенно на показатели фондов.
4. На рынке есть интересные компании, генерящие кеш, которые не могут быть проданы.
5. В России, Украине и даже Европы начали появляться компании, которые не привлекали инвестиции. Посмотрев на около 50 таких компаний и пообщавшись с фаундерами, я сделал вывод, что они были не против привлечь деньги на ранних стадиях, но из-за отсутствия exit startegy инвесторы не хотели с ними говорить вообще.
6. Такие компании имеют очень хорошие показатели по EBITDA или Net Profit, пробивают точку безубыточности очень быстро. Обычно они работают в старых отраслях, где есть много денег и они за счет небольшого преимущества и консервативности рынка легко теснят конкурентов.
7. У таких компаний, если их с самого начала грамотно строить, есть хорошие перспективы для выхода на IPO на второсортных площадках AIM, New Connect и других, с капитализацией 100-200 млн баксов.

Выводы, которые я сделал:
1. Мы будем смотреть на стартапы, ориентированные на бизнес модель "Cash Cow", благо мандат фонда позволяет
2. Мы будем укреплять отношения с тем топовыми фондами, которые с нами дружат, чтобы иметь возможность делать с ними коинвестмент или фоллоуон инвестмент.
3. Мы будем фокусироваться на ангелах из Долины, которые могут стать лифтом ангельский раунд-сид от фонда из топ 50 - большой екзит.

Ну и из хороших новостей, выборы президента разморозили кучу активностей в Украине. А парламентские выборы сделают технологическую арену страны очень горячей. Ну если Путин ничего не отчибучит, нно американцы и европейцы говорят, что он уже не может, экономика будет разрушена даже без новых санкций, а от ожидания новых санкций. И инстинкт самосохранения должен беречь его от таких шагов.

Да, если взять математику, то соотношение фондов из Калифорнии и Европы, на которые приходятся большие екзиты - как 7-8:1 (не могу говорить про Израиль)

понедельник, 5 мая 2014 г.

Startup Crash Test #42. 29 мая, Часопис

Вместе с новым сайтом краштеста (http://sctest.org) определилась и дата следующего мероприятия.
29 мая, 19:00-21:00, Креативное пространство Часопис.
Регистрация: http://sctest42.eventbrite.com


среда, 16 апреля 2014 г.

Книжки напочитать предпринимателю

Меня регулярно спрашивают, как промыть голову предпринимателю. Вот книхки, который я рекомендую прочитать одну за одной за неделю или две. Никакой попсы, только хардкор:
1. Ф.Х. Найт Риск, неопределенность и прибыль RISK, UNCERTAINTY AND PROFIT. BY FRANK H. KNIGHT, PH.D. © Издательство "Дело", оформление, 2003
2. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости Нассим Николас Талеб (Nassim Nicholas Taleb) 2010 , КоЛибри , 736с.
3. Дилемма инноватора The Innovator's Dilemma Автор: Клейтон Кристенсен (Clayton Christensen), Издатель: Harper Paperbacks (2003)
4. Стартап. Настольная книга основателя Авторы: Стив Бланк, Боб Дорф Издательство: Альпина Паблишер 2014 г.
5. Чип Хиз, Дэн Хиз Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете пер. с англ. Галины Федотовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
6. Райс Эл, Траут Джек. Маркетинговые войны. - СПб: ЗАО Издательство "Питер", 2000. - 256с.

После этого сразу фундаментальное эссе Пола Грэма (рус англ)

И после этого почитать конспект лекций Питера Тиля в Стэнфорде (рус англ)

Настоятельно рекомендую читать на языке оригинала.

После прочтения голова будет работать так как надо (рекомендую до того получить техническое образование и получить минимальный опыт работы в стартапе или создания его)

Поставь инвестора на свое место Reverce Pitch

Повторяем эксперимент прошлого года. Да, мы попросили инвесторов презентовать свой фонд со сцены перед предпринимателями и отвечать на неудобные вопросы. Хороший способ познакомится с инвесторами на кулуарном событии. Инвесторы, которые делают сделки, а не рассказывают о том, что они готовы инвестировать. От инкубаторой до инвсторов в Тиньков Кредитные Системы.
В прошлом году 5 сделок начались именно на Реверс Пич. Это включая крупнейшую сделку в Украинском e-commerce

22го апреля в Киеве.

Подробнее здесь: http://revpitch.com/


а кто заметит этот код, может получить скидку 38059

Tech Networking Party

Мы продолжаем традицию, которая аключается в том, чтобы собрать правильных людей в правильном месте, закрыть их с едой и выпивкой на пару часов. Взболтать. Результат всегда хороший. Я начинал это с посиделок на даче, но когда народу стало больше чем дача вмещает, мы вынесли это дело в отдельное мероприятие. Теперь третья вееринка (до того было 4 ежегодных шашлыков на даче)состоится 23го числа. Прямо перед iForum. "В этот раз мы собираемся не просто так, а по поводу", перед непосредственно пьянкой у нас будет небольшой вброс для затравки от Ильи Кенигштейна на тему использования опыта построения израильской экосистемы технологического бизнеса (он уже писал об этом здесь и здесь). Вход на вечеринку ограничен заградительной ценой, все кому надо, знают куда писать ;)

  http://tn-party.com/

 Без поддержки мы не обошлись: Евгений Ленг, АВенчерс и Paymentwall, спасибо им за это.

четверг, 3 апреля 2014 г.

Про аутсорсинговую долину в Украине

Очень много вопросов поступило по поводу инициатив аутсорсеров, о которых все говорят в последнее время. Выскажу свое мнение:

1. Да, у индустрии стартапов есть определенный конфликт с аутсорсерами. Этот конфликт связан с тем, что аутсорсинговая отрасль оказывает давление на рынок труда - зарплаты растут и R&D для стартаповстановится дороже.
2. С другой стороны, рынок стартапов потерял бы мого без аутсорсеров. Расскажу подробнее:

- самое простое, люди, отрабтавшие в аутсорсинге, умеют работать в стандартах, приемлемых на западе, а значит такие люди дают хорошее качество кода. Доля людей перешедших из аутсорсинга в стратапы разработчиками растет. Что интересно, рынок аутсорсинга не змечает этого оттока (несколько десятков человек на фоне десятков тысяч не оказывают особого влияния);
- главное, на рынке большиство успешных продуктовых компаний (особенно ориентированных на enterprise) вышли из аутсорсинговых компаний. Там кроме разработчиков, есть люди, которые вовлечены во взаимотношения с клиентами и разработкой продукта. Понимание отрасли позволяет создавать такие компании, как iCRM (http://www.invisiblecrm.com) и другие. И с ростом отрасли таких компаний будет все больше и больше;
- за последние несколько лет у нас были проекты, ориетированные на создание внутренних инкубаторов в аутсорсинговых компаниях, они видят в этом велью и даже отстраивают стратегии на эту тему;
- от 2 до 5% (наша оценка) управленческого звена в аутсорсинговых компаниях, которые отстроили свою карьеру, морально готовы запускать свой бизнес. У них для этого есть опыт, понимание, связи. У нас есть большое количество людей, которые в отрасли больше 10 лет и им пришло время что-то менять. Часть этих людей приходит к нам в отрасль, что придает ей новую динамику. Опять же, из-за несравненно малого количества таких людей уход части из них не сильно влияет на отрасль аутсорсинга.

Как резюме:
Да, преференции для аутсорсеров создают неудобство для рынка стартапов, но при этом развитие отрасли уже в краткосрочной перспективе может дать приток новых, хорошо и грамотно отстроенных стартапов. И я не могу не поддержать инициативы, которые оказывают положительное влияние на развитие отрасли аутсорсинга.

пятница, 7 марта 2014 г.

О первом месяце GrowthUP в Берлине

Давно собирался это сделать, да руки не доходили. Расскажу коротко о том, как прошел первый месяц в Берлине. Его предприниматели провели, работая в Startup Gallery (Rainmaiking loft) - это коворкинг и место, где проводят различные стартап-мероприятия, расположенный в центре города недалеко от Kochstrasse U-Bahn. Его инвесторы - владельцs крупных технологических бизнесов, инвест фондов и также инвесторs Startupbootcamp. На сегодняшний день мы ведем переговоры о долгосрочном партнерстве.
За этот месяц наши предприниматели приняли участие в конференции Pioneers Festival в Вене, выступили на конференции Hive в Познани, сделали выездную пич-сессию в Rocket Start в Амстердам, принимали участия в хакатонах, воркшопах как в Берлине, так и Франкфурте-на- Одере, ну и, ясное дело, смогли сделать свои презентации в Берлине на ряде мероприятий, организованных Starup Digest Berlin. Закончилась поездка в Париже на конференции Le Web. 
Подводя итоги поездки в Берлин:
- Preenster (Camomile) ведет переговоры с самым крупным игроком fashion e-commerce eвропейского рынка;
- Casual пполучил фидбеки от местных игроков;
- Training Wave так же получил фидбеки от местных игроков и ведет переговоры с местными потенциальными партнерами;
- SmartyGlove (Enable-Talk) смог присоединиться к нам только на конференцию Le Web, но также получил фидбеки о своем продукте от участников конференции, представителей консалтинговых компаний и инвестфондов.

А вот видео с нашими проектами, снятое в Долине:

1. http://www.youtube.com/watch?v=w-pL4fJVuzw.



---
2. http://www.youtube.com/watch?v=LtaKJ_67p_8.


---
3. http://www.youtube.com/watch?v=dQt3FsZYtWY.



Про итоги пребывания в Долине напишу, когда проекты вернуться.
Ну, и мы продолжаем искать перспективные проекты в нашу следующую сессию. Заявку на участие в весенней программе можно подать здесь - http://www.f6s.com/growthup-application#/apply.
Если возникнут вопросы, обращайтесь к Игорю Стефураку is@growthup.com.

пятница, 28 февраля 2014 г.

Отчет по пилотной сессии новой программы акселерации

Итак, прошлой осенью мы запустили новую программу акселерации, рассчитанную на 4 месяца.

Программа состоит из двух циклов. Во время первого цикла проекты и все желающие узнать о том, как работает технологический бизнес, прослушали серию семинаров. После чего у стартапов было время осмыслить полученные знания и применить их на практике, развивая свои проекты. За их работой наблюдали наши эксперты. По результатам проделанной работы для участия во втором цикле программы были отобраны 4 проекта: Preenster (бывший Camomile), Casual, Training Wave, SmartyGlove.

В ноябре проекты уехали в наш берлинский кампус. Здесь они работали в коворкинге Startup Gallery (Rainmaiking loft) – место встреч локального технологического комьюнити, - расположенном в центре города. Его инвесторы - владельцы крупных технологических бизнесов, инвестфондов и также инвесторы Startupbootcamp.

За этот месяц наши предприниматели приняли участие в конференции Pioneers Festival в Вене, выступили на конференции Hive в Познани, сделали выездную питч-сессию в Rocket Start в Амстердам, принимали участие в хакатонах, воркшопах, как в Берлине, так и Франкфурте-на-Одере, ну и презентовали свои проекты в Берлине на ряде мероприятий, организованных Starup Digest Berlin. Закончилась поездка в Париже на конференции Le Web.

Подводя итоги поездки в Берлин:
- Preenster ведет переговоры с самым крупным игроком fashion e-commerce eвропейского рынка;
- Casual получил фидбеки от местных игроков;
- Training Wave также получил фидбеки от местных игроков и ведет переговоры с местными потенциальными партнерами;
- SmartyGlove смог присоединиться к нам только на конференции Le Web, но также получил фидбеки о своем продукте от участников конференции, представителей консалтинговых компаний и инвестфондов.

В январе группа уехала в Силиконовую Долину. Американская часть программы началась для ребят с крупнейшей конференции для разработчиков Developers Week и продолжилась рядом конференций: "PITME Catalyst Conference And Startup Demo", "Launch Festival", "Digital Health", "The Wearable Future", "SF Fashion week"; тренингов и мит-апов: Seed- Stage Investor Elevator Pitch; мероприятий, проводимых AmBar/TEC, SF Demo Night, Pitch and Demo Day 2014, STARTUPS SHOWCASE DEMO + PITCH MIXER! и других.

Также, следуя каждый своей программе, стартапы индивидуально провели ряд встреч с локальными индустриальными экспертами и инвесторами.

Подводя итоги:
- Preenster ведет переговоры с крупными игроками fashion e-commerce США о партнерстве и с инвесторами о поднятии посевных ивестиций;
- Casual получил фидбеки от местных игроков и готовится проводить интеграцию с крупным международным игроком с хорошим market place, что может стать для Casual хорошим каналом продвижения;
- Training Wave также получил фидбеки от местных игроков и ведет переговоры с местными потенциальными партнерами;
- SmartyGlove смог получить фидбеки о своем продукте от школы глухонемых и получил поддержку и полезные контакты для дальнейшего развития проекта.

Видео можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=T3-0CYzuMMk
http://www.youtube.com/watch?v=w-pL4fJVuzw
http://www.youtube.com/watch?v=LtaKJ_67p_8
http://www.youtube.com/watch?v=dQt3FsZYtWY

четверг, 27 февраля 2014 г.

Набираем проекты в мартовскую сессию

Осенью мы запустили новую программу акселерации, последний этап которой сейчас проходит в Долине.
После начитки семинаров и по трекшену следующего месяца в сессию отобрали 5 проектов: Preenster (ранее Camomile), Casual, Training Wave, SmartyGlove (ранее Enable-Talk), Jeapie. Все проекты ориентированы на глобальный рынок и имеют хороший потенциал. Из минусов – ребята молодые и не имеют предпринимательского опыта. Учитывая, что сессия была пилотной, многие вещи пришлось корректировать и менять на ходу.

Цели, которые ставились:
- получить ответы на гипотизы стартапов,
- позкакомиться и заключить партерство с местными игроками,
- получить рекомендации от локальных партнеров и инвесторов.

Сейчас команды находятся в Долине. Подводить даже предварительные итоги еще рано, но можно рассказать и показать как они живут (США 1216: Операция "Стартап" - мы прибываем на место):



Мы продолжаем собирать заявки на участие в следующей сессии. Планируем запускать в марте, после возвращения из Долины. Заявку на участие в весенней программе можно подать здесь - http://www.f6s.com/growthup-application#/apply. Если возникнут вопросы, обращайтесь к Игорю Стефураку is@growthup.com.


понедельник, 27 января 2014 г.

Специфика отрасли (по мотивам скандала).

Коллеги, один из представителей отрасли мне задал в письме вопрос: "Я вообще правильно понимаю, что если копнуть, то окажется, что практически все крупные игроки так или иначе с ПР связаны?". Я ответил да, почти 80%. Почему?
Инвестиции в технологические компании относятся к рискованным инвестициям. Обычно, только две категории инвесторов делают такие инвестиции. Первая категория - это люди, сделавшие деньги в области высоких технологий, которые умеют оценивать риски и привносить велью компаниям. К сожалению, таких людей у нас в стране очень мало. Отрасль молодая и большинство крупных компаний еще не продано. Вторая категория инвесторов - это олигархические структуры и ФПГ, которые могут выделить незначительную долю своего капитала, но это будет значимая для нашей отрасли сумма. Наша страна последние несколько лет жила в ситуации, при которой владельцы больших капиталов так или иначе связаны с Партией Регионов (ее члены добровольные или принудительные, связанные с ней структуры, в крайнем случае молчаливо ее поддерживающие). Остальным не до инвестиций в стартапы, им бы выжить (иногда в буквальном смысле слова).
Это мы говорим про инвестиции в стартапы, а развитие инфраструктуры, всех тех вещей, которые позволяют крепнуть и развиваться всей экосистеме? Инвестировать в инфраструктуру может еще более узкая прослойка. Прямо скажем, единицы. Те, для чьего бизнеса вложения в неокупаемые (или окупаемые в очень долгосрочной перспективе) активности не являются критичными. В нашей стране - это представители именно второй категории. 
Давайте признаемся себе в том, что в индустрии действительно очень много денег, связанных с ПР. Более того, некоторые люди, которые явно поддерживают Майдан и Грушевского или непосредственно участвуют в событиях, получили  деньги от активных членов ПР (каждый может вспомнить пару таких человек)
В данных условиях, есть два пути развития отрасли.
Первый - оставить, как есть (я в курсе о переговорах стартапов с инвесторами с деньгами от членов ПР. Я еще не слышал о том, чтобы подобные переговоры был остановлены из-за событий в стране). Второй - отказаться от привлечения капитала, связанного с политикой не только ПР, так как он несет в себе риски (такой путь откатит отрасль к 2008 году) и  дождаться момента, когда у нас начнутся серьезные выходы и предприниматели начнут инвестировать в стартапы + придут иностранные фонды. 

Озвучу свою позицию по вопросу денег от ПР: 

В данный момент у меня в фонде нет ни одного инвестора, связанного с ПР (как и с другими партиями).  Несмотря на то, что я получаю регулярно предложения. Я противник тирании и считаю, что ПР себя дискредитировала. Кто читает мой ФБ - знает мою позицию (один из моих постов в декабре на тему Майдана с 2500 репостами Майдан даже пытался взять себе на щит).
Я искренне недоумеваю и осуждаю молчание СЛТ по этому вопросу. Его ответ в ФБ на самом деле не о чем, к сожалению. (Пока писал пост, СЛТ и ВВТ выложили посты в ФБ с осуждением ситуации, но не выходом из ПР)

Насчет последнего скандала с ИДСЕЕ (статья на АИНе). Во первых, большинство получателей привыкли к такому (в этом бизнесе репутация значит и у людей есть иммунитет к анонимным письмам и черному пиару). 

Каждый принимает решения сам - идти или не идти на конференцию. Думаю, что скандал скажется на IDCEE и это факт (несколько лет назад часть спикеров проигнорировали ИДСЕЕ, ссылаясь на историю с Денисом Олейниковым, не хотели ассоциировать себя со страной, где преследуют предпринимателей). Насколько критически? Время покажет. Мне очень неприятно, что такое происходит с мероприятием, которое я основывал в 2007 году, несмотря на то, что я уже давно принимаю участие в нем как гость (об этом я написал ранее). Уже AIN и TNW отписались на тему этой рассылки, я получил еще несколько запросов на комментарии от других изданий (всем отказал). История понемногу становится публичной.

По поводу опубликованного на АИНе письме из рассылки по IDCEE: я сам не получил, но мне его отправили больше 80 получателей, каждые со своими мыслями. Две основных мысли были: кому это выгодно и что будет с конференцией. 


После обсуждения с некоторыми людьми в ответ на вопрос, кому это выгодно появилось несколько гипотез:

- Оказать давление на СЛТ, чтобы он принял решение о выходе из ПР (я придерживаюсь этого мнения), судя по тому, что письмо было составлено неопрятно, значит не готовились, а лупанули быстро. Но база была мощная, значит кто-то из "своих" в гневе.
- Один из инвесторов, хочет выбить ВТ и ТА с ведущих позиций (тут я сомневаюсь, так как у нее практически нет сделок внутри Украины)
- Кто-то, кто хочет подмять под себя ее лавры организатора крупной отраслевой конференции (тоже возможно). Если да, то большинство претендентов сами связаны с ПР и им подымать такой шум тоже очень опасно. 
В ходе обсуждения принимались во внимание возможные мотивы, интересы и что самое интересное, получателей (я их оцениваю в 500-800 человек).

Что будет с конференцией? Я надеюсь, что так как до конференции еще чуть меньше года, то она состоится. Масштаб проблемы станет ясен через пару недель. Все отзывы отписавших мне получателей рассылки разделились. Все согласны, что в рассылке написана чистая правда. Ехать на конференцию или нет? Люди еще не принимали решения (слишком рано) да, были четкие заявления о невозможности присутствовать, но основная масса будет принимать решение весной летом. Несмотря на все то, что в письме не написано лжи, другого мероприятия на которое приезжает столько гостей из Европы и США в стране нет и срыв мероприятия будет большой потерей для Украины и отрасли. 


Самое интересное, что вся эта шумиха началась за пару дней до того с получения рядом людей (думаю, что 100-200 человек) письма, которое было направлено против того же ТА, но поднимало более серьезные вопросы, о которых часто говорят в Долине про фонды из России. Это письмо так и не появилось публично, и, думаю, что его можно опубликовать, так как на фоне последней рассылки это мелочь. Деньги, связанные с политикой, на постсоветском пространстве есть. Так же как и в Штатах (в Европе я видел только грантовые деньги).


Вчера меня, как представителя российского фонда позвали на ужин. В ужине принимали участие юристы и группа инвесторов, которые оказались в одной упряжке с украинскими инвесторами, которые могут попасть под санкции в связи с последними событиями в Киеве Ситуация выглядела следующим образом. Один из активных украинских инвесторов совершал коинвестиции в американские и европейские стартапы и выступил инвестром в некоторые фонды. Так как группа потенциальных жертв оценивает вероятность введения санкций, не просто как очень высокую, а просто вопросом времени, то возник ряд вопросов, которые встали. Более того большинство инвесторов из Украины так или иначе связаны с политикой, то эти вопросы будут возникать очень часто. Меня позвали в двух ролях. Первая роль - я хорошо знаю украинский рынок и могу дать некоторые комментарии. Второе, в свете перспектив принятия закона о списке Магнитского, с этими же проблемами могут столкнуться партнеры русских фондов.

Проблемы, которые идентифицировали и были обсуждены:
В случае если будут введены экономические и визовые санкции против обсуждаемой семьи. Отдельно рассматривались санкции со стороны США, ЕС, Великобритании, Швейцарии и разные комбинации.
В зоне риска оказались:
1. Стартапы, получившие прямые инвестиции от данного инвестора(как ангела)
2. Стартапы, получившие институциальные инвестиции от фонда, который ассоциируется (афилирован) с данным инвестором
3. Стартапы, получившие инвестиции от фонда, в котором данный инвестор выступил в качестве Limited Partner
4. Фонды, которые получили инвестиции от инвестора, который выступил в роли Limited Partner в данный фонд
5. Фонды, которые сделали совместные инвестиции с этим фондом
6. Limited Partners, которые совместно проинвестировали фонд
7. Ангелы, совместно с которыми данный инвестор сделали ангельские инвестиции в стартап.
В ходе трехчасового обсуждения, пришли к выводу, что все категории несут риски. От репутационных, до прямого попадания под санкции. Отдельно выяснилось, что:
1. Почти все инвесторы из Украины связаны с политикой и большинство из них с той или иной степенью вероятности попадут под экономические или визовые санкции.
2. Даже если этих инвесторов трудно причислить к политически связанным, то идентифицировать конечного бенефициара очень трудно. 3. Если инвестор или стартап не готов оценивать и нести эти риски (например, привлечение следующего раунда от международного инвестора), то лучше воздержаться от сделки с инвесторами из Украины вообще.
Самое важное, что все это актуально и для русских инвесторов. Где этот вопрос решается просто - в России практически нет фондов или инкубаторов, не связанных с руководством страны или деньгами, происхождение которых несет риски.
копируйте и репостите, если надо, но авторство и ссылку на оригинал оставляйте. ДД