Прошлая неделя была омрачена событием, которое запомнят все и надолго. Из жизни ушел человек, благодаря которому мир консьюмерских продуктов в области ИТ выглядит сегодня именно так. Он задал тон отрасли, целое поколение специалистов выросли на его идеологии. Спецы в отрасли обращают внимание на то, что кроме дизайна, он выводил на рынок бизнес-модели, которые до него просто не работали.
Стив для всех останется революционером, его имя будет стоять в одном ряду с именами людей, которые изменили мир.
На этой неделе я поговорил, попереписывался, початился с людьми, к которым я стараюсь не обращаться по пустякам и стараюсь не дергать их чаще раза в год. Но на этой неделе я всех их спросил о Джобсе, Эпле и будущем. Большинство из них мне ответили, и я попробую ниже изложить интегральное мнение людей, которые много чего добились и к мнению их прислушиваются.
Итого, сам Стив загнал себя в ловушку, о которой знал, но из которой не смог выбраться. Или по тому, что у него не хватило времени, или по тому, что людей с его уровнем мышления, в мире не так много, и стать одним из топов Эпла не есть мечта их жизни.
Попробую обобщить, по чему Эпл обречена? Тому есть большое количество причин. О некоторых их них я уже писал, некоторые мне рассказали только на этой неделе. Давайте по порядку.
1. Стив был идеальным визионаристом, он умел видеть будущее и строить стратегии в таких масштабах, которые недоступны его современникам (в подавляющем большинстве случаев). Он собрал вокруг себя гениальных екзеков, которые могут их воплощать. Мы можем говорить о разных кейсах, от запуска в массовую продажу iPod, который и подтянул за собой продажу комьютеров. Так и создание экосистемы, которая смогла вывести легальное использование медиаконтента на новый уровень. Мало кто помнит, что Newton, который и был предшественником iPad был провален, но позволил разработать стратегию, плоды, которой Эпл пожинает сейчас. Производители планшетов не догонят Эпл быстро не потому, что они технологически неразвиты, а потому, что нельзя тактическими приемами противостоять стратегии, которая закладывалась 10 лет назад. После провала Newton был создан iPod, который заложил зачатки экосистемы продажи контента. Когда iPod завоевал мир и стал отраслевым стандартом, был выпущен iPhone, который начал развиваться как средство персональных коммуникаций, воспитывая потребности потребителя. Экосистема по продаже контента дополнилась приложениями. И вот в ответ на потребности рынка в устройстве принципиального поколения ответил iPad ом. Все потуги всех конкурентов (как Google, так и производителей железа) были напрасны. Эпл явно доминирует на рынке. Только когда появились первые устройства, которые начали угрожать доминирующему положению на рынке в ход были пущены юристы. Эксперты 100% уверены, что существующие экзеки Эпла не могут выстраивать такие многоходовки. Для этого надо уметь видеть будущее и изменять его. Оказываться в не рядом с шайбой, а в том месте, где она будет в следующее мгновение. Это значит, что закат эпохи Эпла настанет тогда, когда стратегии Стива исчерпают себя, а новых, столь же сильных не появится.
2. При всем том, что у Эпла сильные екзеки, компания строилась вокруг одного человека, авторитет которого при принятии ключевых решений был непререкаемым. Любой его приемник на этом посту столкнется с тем, что он не будет иметь достаточного авторитета, чтобы принимать и продавливать решения. Более того, как говорят эксперты, он будет сам в сомнениях, насколько правильные решения он принимает, и он не будет иметь 100% поддержки от коллег, потому, что они сами не будут уверены в своих мыслях. Очень скоро это проявится, когда закончатся последствия решений, принятых Стивом.
3. Харизму Стива никто не может заменить. Она была одной из движущих сил компании. Стив был авторитетом не только для сотрудников, но и для миллионов людей, которые считали его великим человеком. Сейчас пропадет эта искорка, и это ОБЯЗАТЕЛЬНО скажется на продажах. Насколько сильно – покажет будущее.
4. Экосистема Эпла заняла нишу, и как любой нишевый проект, у него есть «стеклянный потолок», выше которого компания не может прыгнуть. Эксперты считают, что Эпл заполнила свою нишу почти полностью, и скоро это скажется на росте. А закрытая экосистема не сможет преодолеть собственные ограничения.
5. Эксперты предсказывают, что половая ориентация нового СЕО компании будет плохо воспринята аудиторией, особенно в консервативных (католических, мусульманских) странах.
6. У компании отсутствует корпоративный демпфер. У Майкрософт, например, львиная доля продаж идет в корпоративный сектор, который является очень консервативным, со стандартами, которые приняты на несколько лет вперед, системными интеграторами, которые продвигают решения на архитектуре MS, и случае провала одного из консьюмерских продуктов, корпоративный сегмент вытянет компанию. Эпл работает преимущественно в консьюмерском сегменте, который значительно легче поддается влиянию, несмотря на некоторую «зомбированность». И это есть риск. Цена ошибки в выводе продукта слишком высока.
Да, все помнят, что у компании кеша сегодня много, как ни у кого в отрасли. Есть серьезные заделы на будущее, как в экосистемном подходе, софтовом и теперь даже в железячном. Но этот локомотив движется по проложенному маршруту на 3 года вперед в окружении, которое меняется каждый год.
Существует версия, что вернувшись из путешествия в Азию, где он принял буддизм, он уже знал, что проживет яркую, но не длинную жизнь.
Ну и одна из самых грустных шуток, что Стив попадет в рай, где у него не будет выбора и все будет решено за него.
Как итог, выходит так, что все запомнят Стива, как великого человека, но через 10 лет, никто не вспомнит компанию Эпл. Все, что привнес Стив, оказало влияние на целую отрасль, и есть достоянием не только и не столько Эпл, а всех и каждого. Со смертью Джобса, мир ничего не потерял, все что он привнес – осталось в отрасли навсегда и еще долго будет оказывать влияние на нее.
Это мнение экспертов, которых я опросил. Что касается меня, то я вижу, что Эпл сейчас режет сайд проекты. Я давно наблюдал за проектом iCar, совместно с Tesla Motors. Три дня, как он заморожен и пара недель, как сбавляли обороты. Компания не хочет дразнить акционеров, такие проекты мог пробивать только сам Стив.
Ну и конечно очень жалко, что такой человек ушел. Даже мне, который не любит как технику, так и саму компанию Эпла. RIP
Стив для всех останется революционером, его имя будет стоять в одном ряду с именами людей, которые изменили мир.
На этой неделе я поговорил, попереписывался, початился с людьми, к которым я стараюсь не обращаться по пустякам и стараюсь не дергать их чаще раза в год. Но на этой неделе я всех их спросил о Джобсе, Эпле и будущем. Большинство из них мне ответили, и я попробую ниже изложить интегральное мнение людей, которые много чего добились и к мнению их прислушиваются.
Итого, сам Стив загнал себя в ловушку, о которой знал, но из которой не смог выбраться. Или по тому, что у него не хватило времени, или по тому, что людей с его уровнем мышления, в мире не так много, и стать одним из топов Эпла не есть мечта их жизни.
Попробую обобщить, по чему Эпл обречена? Тому есть большое количество причин. О некоторых их них я уже писал, некоторые мне рассказали только на этой неделе. Давайте по порядку.
1. Стив был идеальным визионаристом, он умел видеть будущее и строить стратегии в таких масштабах, которые недоступны его современникам (в подавляющем большинстве случаев). Он собрал вокруг себя гениальных екзеков, которые могут их воплощать. Мы можем говорить о разных кейсах, от запуска в массовую продажу iPod, который и подтянул за собой продажу комьютеров. Так и создание экосистемы, которая смогла вывести легальное использование медиаконтента на новый уровень. Мало кто помнит, что Newton, который и был предшественником iPad был провален, но позволил разработать стратегию, плоды, которой Эпл пожинает сейчас. Производители планшетов не догонят Эпл быстро не потому, что они технологически неразвиты, а потому, что нельзя тактическими приемами противостоять стратегии, которая закладывалась 10 лет назад. После провала Newton был создан iPod, который заложил зачатки экосистемы продажи контента. Когда iPod завоевал мир и стал отраслевым стандартом, был выпущен iPhone, который начал развиваться как средство персональных коммуникаций, воспитывая потребности потребителя. Экосистема по продаже контента дополнилась приложениями. И вот в ответ на потребности рынка в устройстве принципиального поколения ответил iPad ом. Все потуги всех конкурентов (как Google, так и производителей железа) были напрасны. Эпл явно доминирует на рынке. Только когда появились первые устройства, которые начали угрожать доминирующему положению на рынке в ход были пущены юристы. Эксперты 100% уверены, что существующие экзеки Эпла не могут выстраивать такие многоходовки. Для этого надо уметь видеть будущее и изменять его. Оказываться в не рядом с шайбой, а в том месте, где она будет в следующее мгновение. Это значит, что закат эпохи Эпла настанет тогда, когда стратегии Стива исчерпают себя, а новых, столь же сильных не появится.
2. При всем том, что у Эпла сильные екзеки, компания строилась вокруг одного человека, авторитет которого при принятии ключевых решений был непререкаемым. Любой его приемник на этом посту столкнется с тем, что он не будет иметь достаточного авторитета, чтобы принимать и продавливать решения. Более того, как говорят эксперты, он будет сам в сомнениях, насколько правильные решения он принимает, и он не будет иметь 100% поддержки от коллег, потому, что они сами не будут уверены в своих мыслях. Очень скоро это проявится, когда закончатся последствия решений, принятых Стивом.
3. Харизму Стива никто не может заменить. Она была одной из движущих сил компании. Стив был авторитетом не только для сотрудников, но и для миллионов людей, которые считали его великим человеком. Сейчас пропадет эта искорка, и это ОБЯЗАТЕЛЬНО скажется на продажах. Насколько сильно – покажет будущее.
4. Экосистема Эпла заняла нишу, и как любой нишевый проект, у него есть «стеклянный потолок», выше которого компания не может прыгнуть. Эксперты считают, что Эпл заполнила свою нишу почти полностью, и скоро это скажется на росте. А закрытая экосистема не сможет преодолеть собственные ограничения.
5. Эксперты предсказывают, что половая ориентация нового СЕО компании будет плохо воспринята аудиторией, особенно в консервативных (католических, мусульманских) странах.
6. У компании отсутствует корпоративный демпфер. У Майкрософт, например, львиная доля продаж идет в корпоративный сектор, который является очень консервативным, со стандартами, которые приняты на несколько лет вперед, системными интеграторами, которые продвигают решения на архитектуре MS, и случае провала одного из консьюмерских продуктов, корпоративный сегмент вытянет компанию. Эпл работает преимущественно в консьюмерском сегменте, который значительно легче поддается влиянию, несмотря на некоторую «зомбированность». И это есть риск. Цена ошибки в выводе продукта слишком высока.
Да, все помнят, что у компании кеша сегодня много, как ни у кого в отрасли. Есть серьезные заделы на будущее, как в экосистемном подходе, софтовом и теперь даже в железячном. Но этот локомотив движется по проложенному маршруту на 3 года вперед в окружении, которое меняется каждый год.
Существует версия, что вернувшись из путешествия в Азию, где он принял буддизм, он уже знал, что проживет яркую, но не длинную жизнь.
Ну и одна из самых грустных шуток, что Стив попадет в рай, где у него не будет выбора и все будет решено за него.
Как итог, выходит так, что все запомнят Стива, как великого человека, но через 10 лет, никто не вспомнит компанию Эпл. Все, что привнес Стив, оказало влияние на целую отрасль, и есть достоянием не только и не столько Эпл, а всех и каждого. Со смертью Джобса, мир ничего не потерял, все что он привнес – осталось в отрасли навсегда и еще долго будет оказывать влияние на нее.
Это мнение экспертов, которых я опросил. Что касается меня, то я вижу, что Эпл сейчас режет сайд проекты. Я давно наблюдал за проектом iCar, совместно с Tesla Motors. Три дня, как он заморожен и пара недель, как сбавляли обороты. Компания не хочет дразнить акционеров, такие проекты мог пробивать только сам Стив.
Ну и конечно очень жалко, что такой человек ушел. Даже мне, который не любит как технику, так и саму компанию Эпла. RIP
А вот альтернативная точка зрения http://decidedly.info/2011/10/10/apple-is-doomed/
А вот больше в поддержку http://www.businessinsider.com/heres-the-man-who-inspired-steve-jobs-2011-10
Если Джобс был действительно такой классный стратег, как о нем говорят, то должен был бы подготовить компанию к своему уходу. Все ж о раке не вчера узнал и кончина не была неожиданностью.
ОтветитьУдалитьВместе с тем, так ярко, как сейчас, Эппл вряд ли действительно когда-либо уже будет горетью
Вспоминается книга "Good to Great"
ОтветитьУдалить"то должен был бы подготовить компанию к своему уходу" - это кому он должен был и почему именно эту компанию? Человеку знающему о своей скорой смерти больше нечем заняться что-ли? И ты не забывай что по всем официальным данным компания Эпл была хобби Стива, а деньги у него были совсем в другом бизнесе.
ОтветитьУдалитьНе думаю, что Тим Кук это на долго максимум года 2 может 3. Где-то проскакивала новсть про университет Эпл, возможно, что подготовленные там люди не будут так быстро убивать компанию, как тот же Элоп в Нокиа. Сам Джобс когда-то говорил, что гениев на посту сменяют продавцы и эппл до второго пришествия Стива не исключение так же будет и в этот раз. А в целом сложно что-то добавить.
ОтветитьУдалитьНе считаю, что мир многое потерял, да, это была целая эпоха, но это значит, что настало время появления новых стивов и новых эпплов.
ОтветитьУдалитьА вот пункт 2 угробит не только Apple, он - причина бедствия большинства компаний.
Еппл создавал совершенно новые тренды и рынки именно благодара Стиву. Думаю наверняка у епла остался какой-то роудмеп, видение и возможность выпустить еще пару новых версий ipad и iphone. Но в какой-то момент иссякнет наследие и придется искать новые идеи. Вопрос есть ли такие люди в епле сейчас и появятся ли они завтра. Плюс наверно пришло время залезть на пике популярности в корпоративный сектор. Например, работая в UBS слышал о том, что их CIO в серьез рассматривают кейс массового оснащения менеджмента iPad-ами. А в рамках такой организации это много тысяч.
ОтветитьУдалитьОднозначно все будут следить очень внимательно за компанией и ее продуктами (ну и что вы сделаете без Стива? )и это ей жизнь точно не облегчит :)
Непонимаю в чом вопрос... У Apple 70 млрд. При нынешнем курсе заработают миним 100, а то и больше. Итого у них через 5-8 лет будет 150-200 млрд. У них очинь сильная отшлифованая команда. Прекрасный топ менеджмент!!!(то что Тим Кук педик я удевлен). Они научены делать идеально. Стратегия детализирована на 5 лет минимум. А на 10-15 я думаю общая. Итого куча бабла плюс супер команда. Ета смесь им сотни ошибок простит!!!!
ОтветитьУдалить