А вот моя страничка на G+, лайкаем!

пятница, 4 июня 2010 г.

Как быть успешным ангелом.

Хотел написать пост про ошибки ангела. Но решил написать просто в качестве рекомендаций.
Технологический бизнес - это соединение трех стихий: предпринимательского таланта, технологии и инвестиций.
Предприниматели ищут в свой проект не столько деньги, сколько партнера, который профинансирует проект. Поэтому я не буду рассказывать, как отбирать стартапы, как получать заявки, как проводить due diligence. Расскажу, как показать себя надежным партнером и сэкономить свое и чужое время.
Если мы говорим о успешных предпринимателях, то они чаще всего тоже делают домашнюю работу, прежде чем искать контакта с конкретным инвестором. Если ему не удается получить более или менее вменяемую информацию об ангеле, то он будет искать деньги в другом месте, а такой ангел получит поток слабых проектов, а все самые «вкусные» сделки пройдут мимо него.
Есть разные стратегии ПР для ангела, чаще всего они включают следующие элементы:
- интервью в деловой и специализированной прессе (журналы, сайты, ТВ)
- выступления на конференциях, участие в отраслевых событиях
- упоминание имени в пресс-релизах, публикуемых проинвестированными компаниями

Для того, что бы иметь хорошую репутацию на этом рынке очень хорошо определиться для себя и сделать публичной всю (или часть) инвестиционную стратегию. Инвестиционная стратегия позволит предпринимателю понять, может ли данный ангел инвестировать в данный проект. Если нет, то не тратится время. Основные параметры стратегии:
- сумма инвестиций в один проект. Чаще всего она не меньше 20к долларов, но редко бывает больше 100к долларов.
- планируемое количество сделок в год (чаще всего это 3)
- сумма, которую инвестор готов потратить на инвестиции (обычно ангел выделяет от 1 до 2 млн на формирование портфеля на период от 2 до 5 лет)
- отрасль, тематика, бизнес-модели, в которые предпочитает инвестировать ангел. Обычно это связано с предыдущим опытом ангела. Если такого опыта нет, то все равно хорошо бы нарисовать фокус, даже если он будет «размытым»), фокусировка в этом бизнесе очень важна, как для предпринимателя, так и для инвестора.
- отношение к синдицированным сделкам (если проекту нужно 300к, а инвестор не инвестирует больше 100к в одну компанию, то несколько ангелов могут вместе дать требуемую сумму)
- требования к проекту: стадия развития проекта, масштабность проекта (стоимость продажи компании может быть как 1 млн, так и 100 млн – это разные проекты, и они требуют разных инвестиций и разных подходов в построении компании)
- чем ангел может помочь компании (можно оказать помощь в доступе к клиентам, выработке стратегии, контактам людей в отрасли и др.) если кроме денег ангел ничего не может дать, то лучше ничего не выдумывать
- существующий портфель сделок (чтобы исключить конфликт интересов)
- контакты с институциональными инвесторами (чаще всего ангельские инвестиции только первые из нескольких раундов) и помощь в привлечении последующих инвесторов была бы очень хороша стартапу.
Четкая позиция по таким вопросам может сэкономить много времени, если мы говорим о «сильных» предпринимателях, то они не будут тратить время на инвестора, который не даст в итоге деньги. А предпринимателю проще всего сделать такой анализ. Такая стратегия не защищает от нашествия «пионеров», но у каждого инвестора складывается своя стратегия по отсечению таких людей.
Мы помним, что к инвестору самые хорошие сделки приходят из нетворка. А нетворк надо строить. Мы помним, что в первую очередь инвестор инвестирует в людей. И значит, что если один сильный предприниматель порекомендует другому обратиться к ангелу, то это и будет лучший ПР. А отсюда выходят рекомендация:
- всегда старайтесь встретиться с предпринимателями, которые могут сейчас или позже принести хороший проект.
- на таких встречах всегда должно быть движение в две стороны. Если вам рассказали о проекте, то постарайтесь дать максимально полезный фидбек. Начиная от продукта и рынка, заканчивая рекомендациями обратиться к другим ангелам, которым может быть интересна эта сделка.
- сотрудничать с другими ангелами, чтобы иметь возможность брать у них их «непрофильные сделки», коинвестировать с ними
- иметь хорошие отношения с фондами, иногда фонду может и нравится проект, но еще слишком рано в него входить, тогда они могут порекомендовать одного или нескольких ангелов. Такое бывает очень часто
В общем ничего нового, но в с начала этого года мне посчастливилось пообщаться с двумя десятками разных ангелов, которые думали с чего им начать движение в направлении карьеры профессионального инвестора ранних стадий.

4 комментария:

  1. ПРОЧЕЛ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!!! УЧЕБНИКИ НУЖНО ВАМ ПИСАТЬ!!! =)

    З.Ы.
    История случайной встречи,
    двух душ заблудших,
    навеяла мне вдохновение,
    а что из это уж вышло
    не мне судить, а Вам:
    http://zhanscene.blogspot.com/2010/06/blog-post_04.html

    ОтветитьУдалить
  2. с интересом прочитал данный пост...и решил оставить свое мнение:

    1/ много правильных выражений, однако прослеживается позиция консультанта, а не инвестора, при том что обобщается опыт сша в период "жирных" лет без учета сегодняшних реалий;

    2/ после недавнего общения с европейскими ангелами-физиками могу сказать что сейчас на рынке инвестирования превалирует исключительно точечная (спорадическая), а не "посевная" техника, при этом выбор партнера где-то напоминает заключение брачного контракта. технику "пучка сделок в год" применяют в основном только специализированные фонды, которые оперируют ОРМ и которым нужно освоить собранные средства и показать свою деятельность. для профессионального физика-ангела/инвестора со свободными средствами открывается очень много альтернативных рынков инвестирования (понижены пороги входа). поэтому физики в своей массе очень избирательны в стратегиях входа и выхода с учетом личного риск-менеджмента.

    3/ процесс входа в бизнес с незнакомым предпринимателем очень похож на процесс создания семьи= интерес/влюбленность-построение доверительных отношений- их формализация...

    4/ дальнейшее успешное функционирование бизнеса и выход из него всецело зависит от взаимоотношений обеих сторон...поэтому и выбирать будущего партнера нужно очень тщательно, а не квадратно-гнездовым методом...

    5/ в настоящее время в венчурном бизнесе предприниматель и ангел равно значимые фигуры, поэтому перекос в любую сторону будет означать несостоятельность многих сделок...к сожалению, украинские предприниматели под кальку копируют поведение своих коллег в сша (при том 2-3 летней давности), забывая что стоимость денег за эти годы очень сильно изменилась...

    6/ стратегия для ангела- основной краеугольный камень...если его разбудить ночью, он, не проснувшись, должен четко формулировать критерии entry/exit/target/sizing...при этом личный money management должен работать на автопилоте...

    7/ где искать сделки? сам мучаюсь этим вопросом. согласен, что нетворк решает все...но как эффективно построить этот нетворк...многие мои коллеги в европе входят в разные группы и ассоциации, тем не менее они все говорят, что процесс нахождения вкусных сделок носит исключительно СЛУЧАЙНЫЙ характер...а как иначе= попробуйте найти с наскоку подходящую во всех отношениях жену?

    что-то много написал...уж извините...regards, kb

    ОтветитьУдалить
  3. Константин, спасибо за комментарий. на самом деле речь шла об украинских ангелах. С американскими я не знаком. Моя (и не только моя) практика показывает, что ангелы инвестируют локально. Фонды тоже, но они могут делать исключения. Вероятность найти украинскому предпринимателю американского ангела близка к нулю. если он поехал в америку и подымает американский проект, то возможно. Я не вижу смысла нашим отсюда питчить иностранцев. И поэтому я прекратил тратить время на поиск неукраинских ангельских денег (исключение для Российских ангелов)
    По поводу построения нетворка - это только активная позиция. Под лежачий камень вода не течет.

    ОтветитьУдалить
  4. Денис, то что я написал, касается любых ангелов, не зависимо от их территориальности, украинских в том числе...все течет все меняется. и если ранее ангелы действительно инвестировали только локально, то теперь (на мой взгляд) при существующих средствах коммуникации и "слабом ручейке dealflow" проекты, ориентированные на глобальный рынок, могут интересовать разных ангелов не зависимо от территории. лишь бы предприниматель мог убедить ангела, что он в состоянии запустить сильный проект и создать ему value...согласен с вами, что с местными это сделать проще, тем более что нет языкового барьера... но питчить надо всех, кто хочет, может, и, самое главное, знает как делать деньги по конкретному бизнесу...на мой взгляд иностранцев питчить проще, тк у них присутствует культура ангельстких инвестиций и они знакомы с алгоритмом поведения с предпринимателем, чего не скажешь о местных инвесторах...в подтверждение моих слов есть познавательная статья на unova.ru чем отличаются местные ангелы (в статье идет речь о российских) от западных инвесторов...
    создание нетворка- особая тема и отдельный разговор...

    ОтветитьУдалить

копируйте и репостите, если надо, но авторство и ссылку на оригинал оставляйте. ДД