Коллеги, один из представителей отрасли мне задал в письме вопрос: "Я вообще правильно понимаю, что если копнуть, то окажется, что практически все крупные игроки так или иначе с ПР связаны?". Я ответил да, почти 80%. Почему?
Инвестиции в технологические компании относятся к рискованным инвестициям. Обычно, только две категории инвесторов делают такие инвестиции. Первая категория - это люди, сделавшие деньги в области высоких технологий, которые умеют оценивать риски и привносить велью компаниям. К сожалению, таких людей у нас в стране очень мало. Отрасль молодая и большинство крупных компаний еще не продано. Вторая категория инвесторов - это олигархические структуры и ФПГ, которые могут выделить незначительную долю своего капитала, но это будет значимая для нашей отрасли сумма. Наша страна последние несколько лет жила в ситуации, при которой владельцы больших капиталов так или иначе связаны с Партией Регионов (ее члены добровольные или принудительные, связанные с ней структуры, в крайнем случае молчаливо ее поддерживающие). Остальным не до инвестиций в стартапы, им бы выжить (иногда в буквальном смысле слова).
Это мы говорим про инвестиции в стартапы, а развитие инфраструктуры, всех тех вещей, которые позволяют крепнуть и развиваться всей экосистеме? Инвестировать в инфраструктуру может еще более узкая прослойка. Прямо скажем, единицы. Те, для чьего бизнеса вложения в неокупаемые (или окупаемые в очень долгосрочной перспективе) активности не являются критичными. В нашей стране - это представители именно второй категории.
Давайте признаемся себе в том, что в индустрии действительно очень много денег, связанных с ПР. Более того, некоторые люди, которые явно поддерживают Майдан и Грушевского или непосредственно участвуют в событиях, получили деньги от активных членов ПР (каждый может вспомнить пару таких человек)
В данных условиях, есть два пути развития отрасли.
Первый - оставить, как есть (я в курсе о переговорах стартапов с инвесторами с деньгами от членов ПР. Я еще не слышал о том, чтобы подобные переговоры был остановлены из-за событий в стране). Второй - отказаться от привлечения капитала, связанного с политикой не только ПР, так как он несет в себе риски (такой путь откатит отрасль к 2008 году) и дождаться момента, когда у нас начнутся серьезные выходы и предприниматели начнут инвестировать в стартапы + придут иностранные фонды.
Озвучу свою позицию по вопросу денег от ПР:
В данный момент у меня в фонде нет ни одного инвестора, связанного с ПР (как и с другими партиями). Несмотря на то, что я получаю регулярно предложения. Я противник тирании и считаю, что ПР себя дискредитировала. Кто читает мой ФБ - знает мою позицию (один из моих постов в декабре на тему Майдана с 2500 репостами Майдан даже пытался взять себе на щит).
Я искренне недоумеваю и осуждаю молчание СЛТ по этому вопросу. Его ответ в ФБ на самом деле не о чем, к сожалению. (Пока писал пост, СЛТ и ВВТ выложили посты в ФБ с осуждением ситуации, но не выходом из ПР)
Насчет последнего скандала с ИДСЕЕ (статья на АИНе). Во первых, большинство получателей привыкли к такому (в этом бизнесе репутация значит и у людей есть иммунитет к анонимным письмам и черному пиару).
Каждый принимает решения сам - идти или не идти на конференцию. Думаю, что скандал скажется на IDCEE и это факт (несколько лет назад часть спикеров проигнорировали ИДСЕЕ, ссылаясь на историю с Денисом Олейниковым, не хотели ассоциировать себя со страной, где преследуют предпринимателей). Насколько критически? Время покажет. Мне очень неприятно, что такое происходит с мероприятием, которое я основывал в 2007 году, несмотря на то, что я уже давно принимаю участие в нем как гость (об этом я написал ранее). Уже AIN и TNW отписались на тему этой рассылки, я получил еще несколько запросов на комментарии от других изданий (всем отказал). История понемногу становится публичной.
По поводу опубликованного на АИНе письме из рассылки по IDCEE: я сам не получил, но мне его отправили больше 80 получателей, каждые со своими мыслями. Две основных мысли были: кому это выгодно и что будет с конференцией.
После обсуждения с некоторыми людьми в ответ на вопрос, кому это выгодно появилось несколько гипотез:
- Оказать давление на СЛТ, чтобы он принял решение о выходе из ПР (я придерживаюсь этого мнения), судя по тому, что письмо было составлено неопрятно, значит не готовились, а лупанули быстро. Но база была мощная, значит кто-то из "своих" в гневе.
- Один из инвесторов, хочет выбить ВТ и ТА с ведущих позиций (тут я сомневаюсь, так как у нее практически нет сделок внутри Украины)
- Кто-то, кто хочет подмять под себя ее лавры организатора крупной отраслевой конференции (тоже возможно). Если да, то большинство претендентов сами связаны с ПР и им подымать такой шум тоже очень опасно.
В ходе обсуждения принимались во внимание возможные мотивы, интересы и что самое интересное, получателей (я их оцениваю в 500-800 человек).
Что будет с конференцией? Я надеюсь, что так как до конференции еще чуть меньше года, то она состоится. Масштаб проблемы станет ясен через пару недель. Все отзывы отписавших мне получателей рассылки разделились. Все согласны, что в рассылке написана чистая правда. Ехать на конференцию или нет? Люди еще не принимали решения (слишком рано) да, были четкие заявления о невозможности присутствовать, но основная масса будет принимать решение весной летом. Несмотря на все то, что в письме не написано лжи, другого мероприятия на которое приезжает столько гостей из Европы и США в стране нет и срыв мероприятия будет большой потерей для Украины и отрасли.
Самое интересное, что вся эта шумиха началась за пару дней до того с получения рядом людей (думаю, что 100-200 человек) письма, которое было направлено против того же ТА, но поднимало более серьезные вопросы, о которых часто говорят в Долине про фонды из России. Это письмо так и не появилось публично, и, думаю, что его можно опубликовать, так как на фоне последней рассылки это мелочь. Деньги, связанные с политикой, на постсоветском пространстве есть. Так же как и в Штатах (в Европе я видел только грантовые деньги).
Вчера меня, как представителя российского фонда позвали на ужин. В ужине принимали участие юристы и группа инвесторов, которые оказались в одной упряжке с украинскими инвесторами, которые могут попасть под санкции в связи с последними событиями в Киеве Ситуация выглядела следующим образом. Один из активных украинских инвесторов совершал коинвестиции в американские и европейские стартапы и выступил инвестром в некоторые фонды. Так как группа потенциальных жертв оценивает вероятность введения санкций, не просто как очень высокую, а просто вопросом времени, то возник ряд вопросов, которые встали. Более того большинство инвесторов из Украины так или иначе связаны с политикой, то эти вопросы будут возникать очень часто. Меня позвали в двух ролях. Первая роль - я хорошо знаю украинский рынок и могу дать некоторые комментарии. Второе, в свете перспектив принятия закона о списке Магнитского, с этими же проблемами могут столкнуться партнеры русских фондов.
Проблемы, которые идентифицировали и были обсуждены:
В случае если будут введены экономические и визовые санкции против обсуждаемой семьи. Отдельно рассматривались санкции со стороны США, ЕС, Великобритании, Швейцарии и разные комбинации.
В зоне риска оказались:
1. Стартапы, получившие прямые инвестиции от данного инвестора(как ангела)
2. Стартапы, получившие институциальные инвестиции от фонда, который ассоциируется (афилирован) с данным инвестором
3. Стартапы, получившие инвестиции от фонда, в котором данный инвестор выступил в качестве Limited Partner
4. Фонды, которые получили инвестиции от инвестора, который выступил в роли Limited Partner в данный фонд
5. Фонды, которые сделали совместные инвестиции с этим фондом
6. Limited Partners, которые совместно проинвестировали фонд
7. Ангелы, совместно с которыми данный инвестор сделали ангельские инвестиции в стартап.
В ходе трехчасового обсуждения, пришли к выводу, что все категории несут риски. От репутационных, до прямого попадания под санкции. Отдельно выяснилось, что:
1. Почти все инвесторы из Украины связаны с политикой и большинство из них с той или иной степенью вероятности попадут под экономические или визовые санкции.
2. Даже если этих инвесторов трудно причислить к политически связанным, то идентифицировать конечного бенефициара очень трудно. 3. Если инвестор или стартап не готов оценивать и нести эти риски (например, привлечение следующего раунда от международного инвестора), то лучше воздержаться от сделки с инвесторами из Украины вообще.
Самое важное, что все это актуально и для русских инвесторов. Где этот вопрос решается просто - в России практически нет фондов или инкубаторов, не связанных с руководством страны или деньгами, происхождение которых несет риски.
Инвестиции в технологические компании относятся к рискованным инвестициям. Обычно, только две категории инвесторов делают такие инвестиции. Первая категория - это люди, сделавшие деньги в области высоких технологий, которые умеют оценивать риски и привносить велью компаниям. К сожалению, таких людей у нас в стране очень мало. Отрасль молодая и большинство крупных компаний еще не продано. Вторая категория инвесторов - это олигархические структуры и ФПГ, которые могут выделить незначительную долю своего капитала, но это будет значимая для нашей отрасли сумма. Наша страна последние несколько лет жила в ситуации, при которой владельцы больших капиталов так или иначе связаны с Партией Регионов (ее члены добровольные или принудительные, связанные с ней структуры, в крайнем случае молчаливо ее поддерживающие). Остальным не до инвестиций в стартапы, им бы выжить (иногда в буквальном смысле слова).
Это мы говорим про инвестиции в стартапы, а развитие инфраструктуры, всех тех вещей, которые позволяют крепнуть и развиваться всей экосистеме? Инвестировать в инфраструктуру может еще более узкая прослойка. Прямо скажем, единицы. Те, для чьего бизнеса вложения в неокупаемые (или окупаемые в очень долгосрочной перспективе) активности не являются критичными. В нашей стране - это представители именно второй категории.
Давайте признаемся себе в том, что в индустрии действительно очень много денег, связанных с ПР. Более того, некоторые люди, которые явно поддерживают Майдан и Грушевского или непосредственно участвуют в событиях, получили деньги от активных членов ПР (каждый может вспомнить пару таких человек)
В данных условиях, есть два пути развития отрасли.
Первый - оставить, как есть (я в курсе о переговорах стартапов с инвесторами с деньгами от членов ПР. Я еще не слышал о том, чтобы подобные переговоры был остановлены из-за событий в стране). Второй - отказаться от привлечения капитала, связанного с политикой не только ПР, так как он несет в себе риски (такой путь откатит отрасль к 2008 году) и дождаться момента, когда у нас начнутся серьезные выходы и предприниматели начнут инвестировать в стартапы + придут иностранные фонды.
Озвучу свою позицию по вопросу денег от ПР:
В данный момент у меня в фонде нет ни одного инвестора, связанного с ПР (как и с другими партиями). Несмотря на то, что я получаю регулярно предложения. Я противник тирании и считаю, что ПР себя дискредитировала. Кто читает мой ФБ - знает мою позицию (один из моих постов в декабре на тему Майдана с 2500 репостами Майдан даже пытался взять себе на щит).
Я искренне недоумеваю и осуждаю молчание СЛТ по этому вопросу. Его ответ в ФБ на самом деле не о чем, к сожалению. (Пока писал пост, СЛТ и ВВТ выложили посты в ФБ с осуждением ситуации, но не выходом из ПР)
Насчет последнего скандала с ИДСЕЕ (статья на АИНе). Во первых, большинство получателей привыкли к такому (в этом бизнесе репутация значит и у людей есть иммунитет к анонимным письмам и черному пиару).
Каждый принимает решения сам - идти или не идти на конференцию. Думаю, что скандал скажется на IDCEE и это факт (несколько лет назад часть спикеров проигнорировали ИДСЕЕ, ссылаясь на историю с Денисом Олейниковым, не хотели ассоциировать себя со страной, где преследуют предпринимателей). Насколько критически? Время покажет. Мне очень неприятно, что такое происходит с мероприятием, которое я основывал в 2007 году, несмотря на то, что я уже давно принимаю участие в нем как гость (об этом я написал ранее). Уже AIN и TNW отписались на тему этой рассылки, я получил еще несколько запросов на комментарии от других изданий (всем отказал). История понемногу становится публичной.
По поводу опубликованного на АИНе письме из рассылки по IDCEE: я сам не получил, но мне его отправили больше 80 получателей, каждые со своими мыслями. Две основных мысли были: кому это выгодно и что будет с конференцией.
После обсуждения с некоторыми людьми в ответ на вопрос, кому это выгодно появилось несколько гипотез:
- Оказать давление на СЛТ, чтобы он принял решение о выходе из ПР (я придерживаюсь этого мнения), судя по тому, что письмо было составлено неопрятно, значит не готовились, а лупанули быстро. Но база была мощная, значит кто-то из "своих" в гневе.
- Один из инвесторов, хочет выбить ВТ и ТА с ведущих позиций (тут я сомневаюсь, так как у нее практически нет сделок внутри Украины)
- Кто-то, кто хочет подмять под себя ее лавры организатора крупной отраслевой конференции (тоже возможно). Если да, то большинство претендентов сами связаны с ПР и им подымать такой шум тоже очень опасно.
В ходе обсуждения принимались во внимание возможные мотивы, интересы и что самое интересное, получателей (я их оцениваю в 500-800 человек).
Что будет с конференцией? Я надеюсь, что так как до конференции еще чуть меньше года, то она состоится. Масштаб проблемы станет ясен через пару недель. Все отзывы отписавших мне получателей рассылки разделились. Все согласны, что в рассылке написана чистая правда. Ехать на конференцию или нет? Люди еще не принимали решения (слишком рано) да, были четкие заявления о невозможности присутствовать, но основная масса будет принимать решение весной летом. Несмотря на все то, что в письме не написано лжи, другого мероприятия на которое приезжает столько гостей из Европы и США в стране нет и срыв мероприятия будет большой потерей для Украины и отрасли.
Самое интересное, что вся эта шумиха началась за пару дней до того с получения рядом людей (думаю, что 100-200 человек) письма, которое было направлено против того же ТА, но поднимало более серьезные вопросы, о которых часто говорят в Долине про фонды из России. Это письмо так и не появилось публично, и, думаю, что его можно опубликовать, так как на фоне последней рассылки это мелочь. Деньги, связанные с политикой, на постсоветском пространстве есть. Так же как и в Штатах (в Европе я видел только грантовые деньги).
Вчера меня, как представителя российского фонда позвали на ужин. В ужине принимали участие юристы и группа инвесторов, которые оказались в одной упряжке с украинскими инвесторами, которые могут попасть под санкции в связи с последними событиями в Киеве Ситуация выглядела следующим образом. Один из активных украинских инвесторов совершал коинвестиции в американские и европейские стартапы и выступил инвестром в некоторые фонды. Так как группа потенциальных жертв оценивает вероятность введения санкций, не просто как очень высокую, а просто вопросом времени, то возник ряд вопросов, которые встали. Более того большинство инвесторов из Украины так или иначе связаны с политикой, то эти вопросы будут возникать очень часто. Меня позвали в двух ролях. Первая роль - я хорошо знаю украинский рынок и могу дать некоторые комментарии. Второе, в свете перспектив принятия закона о списке Магнитского, с этими же проблемами могут столкнуться партнеры русских фондов.
Проблемы, которые идентифицировали и были обсуждены:
В случае если будут введены экономические и визовые санкции против обсуждаемой семьи. Отдельно рассматривались санкции со стороны США, ЕС, Великобритании, Швейцарии и разные комбинации.
В зоне риска оказались:
1. Стартапы, получившие прямые инвестиции от данного инвестора(как ангела)
2. Стартапы, получившие институциальные инвестиции от фонда, который ассоциируется (афилирован) с данным инвестором
3. Стартапы, получившие инвестиции от фонда, в котором данный инвестор выступил в качестве Limited Partner
4. Фонды, которые получили инвестиции от инвестора, который выступил в роли Limited Partner в данный фонд
5. Фонды, которые сделали совместные инвестиции с этим фондом
6. Limited Partners, которые совместно проинвестировали фонд
7. Ангелы, совместно с которыми данный инвестор сделали ангельские инвестиции в стартап.
В ходе трехчасового обсуждения, пришли к выводу, что все категории несут риски. От репутационных, до прямого попадания под санкции. Отдельно выяснилось, что:
1. Почти все инвесторы из Украины связаны с политикой и большинство из них с той или иной степенью вероятности попадут под экономические или визовые санкции.
2. Даже если этих инвесторов трудно причислить к политически связанным, то идентифицировать конечного бенефициара очень трудно. 3. Если инвестор или стартап не готов оценивать и нести эти риски (например, привлечение следующего раунда от международного инвестора), то лучше воздержаться от сделки с инвесторами из Украины вообще.
Самое важное, что все это актуально и для русских инвесторов. Где этот вопрос решается просто - в России практически нет фондов или инкубаторов, не связанных с руководством страны или деньгами, происхождение которых несет риски.