А вот моя страничка на G+, лайкаем!

пятница, 28 декабря 2007 г.

Пособие для инженеров: как создать технологию для успешного стартапа.


Дисклеймер1: обращаю внимание, что под технологией я понимаю все, что можно защитить патентом и заработать на этом.

Дисклеймер2: под инженерами мы понимаем любого человека, способного сгенерировать или участвовать в разработке интеллектуальной собственности.

Дисклеймер3: мы сознательно отходим от фундаментальных исследований, понимая, что они очень важны и способны дать толчек новым отраслям  и направлениям

Часть первая. Ориентируемся на глобальный рынок.

Для того, чтобы создать технологию, которая будет востребована на глобальных рынках надо знать эти глобальные рынки. Понимание глобальных технологических (в свете технологии в которой инженер компетентен) рынков подразумевает следующие знания у инженера:
- знание всех сфер применения технологии - знание всех отраслей, продуктов и процессов, где технология может быть применена.
- знание всех независимых и зависимых лабораторий и компаний, которые ведут разработки в данной области
- знание все "светил" которые ведут разработки,
- знание последних достижений
- знать примерно объем рынков (продажи в единицах или деньгах) продукции, которая выпускается с использованием данной технологии. На этом пункте хочу остановиться более подробно. Ученому не надо углубляться в исследования рынков. Ему достаточно знать порядки цифр (продажи составляют сотни миллионов (сотни тысяч единиц) долларов в год). Это очень важно, по тому, что все оценки стоимости будущего стартапа, проводятся через оценки рынков и денег, которые на этом рынке можно заработать.
- знать ключевую проблему (или проблемы отрасли)

По ключевой проблеме пройдемся отдельно. Законы диалектики еще никто не отменял. Всегда количество стремиться перейти в качество. Всегда старая добрая технология начинает применяться везде и превращается в обыденность, все, что можно было улучшить - уже улучшено и принципиально ничегоизменить нельзя. Начинают проявляться негативные стороны этой технологии и большинство пользователей уже начинают быть готовыми к изменениям и тогда требуется качественный скачек, которому препятствует что-то.
Ниже я хочу привести несколько примеров.
Пример1. Весь мир писал чернильными ручками. С одной стороны, это был явный прогресс по сравнению с перьями - удобнее, долговечнее, чище. Но все равно неудобно и требует специальных навыков. И вдруг появляется шариковая ручка.
Пример2. В начале 90х годов телефонные сети достигли пика своего развития. Качество выросло, все (подавляющее большинство абонентов в развитых странах) перешли на цифру. И вдруг появление, развитие и распространение Интернета позволяет использовать IP телефонию.
Пример3. Одним из первых и важных устройством вывода информации из вычислительной машины был ЭЛТ монитор. За 30 лет использования он претерпел много изменений, стал дешевле, увеличилось разрешение, стал более щадящим для глаз. Но теперь подавляющее большинство мониторов не используют ЭЛТ. Это стало возможным благодаря удешевлению технологий производства плоских мониторов.

А вот примеры проблем, которые ограничивают развитие современных рынков.
Пример3. Развитие рынка автомобилей, использующих водород, связано с тем, что хранить жидкий водород в жидком виде небезопасно. А поэтому его пытаются хранить в топливных элементах. Они содержат вещество, которое позволяет хранить водород внутри кристаллической решетки твердого вещества. Проблема состоит в том, что емкость таких элементов невелика. Если кто-то придумает технологию производства материала, способного легко поглощать и выделять водород в объемах, достаточных для эксплуатации автомобиля, тот сможет помочь развить отрасль.
Пример4. Развитию рынка электромобилей мешает низкая удельная емкость существующих аккумуляторов. Тот, кто сможет придумать метериал из которого можно сделать батарею, которая на одном заряде позволит проехать 250 миль на средней скорости 50 миль в час, будет иметь габариты и вес стандартного топливного бака и приемлемую цену, сможет дать толчек этому рынку (по последним данным ученый из Стенфордского университета разработал наноматериал, позволяющий увеличить емкость литий-ионного аккумулятора в 20-30 раз.
Пример5. Передача видео. Сейчас все существующие алгоритмы сжатия видео исчерпали свои возможности. Компании борятся за доли процента эффективности. Большие объемы передачи видео ограничивают возможность продвижения видео сервисов в Интернет. Разработка принципиально нового алгоритма сжатия видео, которая сможет обеспечить сжатие в два раза больше, чем существующие, позволит строить видео сервисы в Интернет, которые будут более конкурентные, по сравнению с телевидением.

И вот после того, как инженер выделил проблему на многосотмиллионном (а лучше миллиардном) рынке, он может приступать к разработке заведомо новой и чрезвычайно востребованной технологии.


Часть вторая. Ориентируемся на ниши.

Данная стратегия очень проста. Надо найти свободную нишу и занять ее. Ниши бывают абсолютно разные. Давайте рассмотрм некоторые из них.
1. Допустим, есть производитель, у которого есть линейка продуктов, которые он предлагает своим клиентам. Обладая хорошими знаниями потребностей клиента и тенденции на рынке, можно найти "дырку" в линейке продуктов, на которую есть потенциальный, но еще не оформившийся спрос. Такми образом можно разработать продукт, который будет хорошо дополнять линейку нашего производителя. Этот продукт будут легко покупать клиенты, а стартап будет с большой долей вероятности куплен самим производителем. Тут есть определенные риски: кто-то, производитель или третья сторона, может разработать конкурирующий продукт. Поэтому жизненно необходимо защититься при помощи патента.
2. Допустим, мы работаем в географической нише. И видим продукт, который стал успешным в США и Европе, почему бы не реализовать его в России? Таким путем пошли создатели Интернет сайтов и добились успеха. Начиная от социальных сетей и заканчивая поисковыми системами. Такие проекты имеют одно большое преимущество по сравнению с оригиналами - жесткая ориентация на российского потребителя и учет национальных особенностей.

(с) копирование без разрешения ни-ни!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

копируйте и репостите, если надо, но авторство и ссылку на оригинал оставляйте. ДД