Сегодня волею случая заскочил на интересное мероприятие, которое называется DirectHit, организовывала его Лилия Горелая, за что ей огромное, человеческое спасибо. И попал я случайно на выступление человека, которого первый раз в жизни видел. Как мне сказали, он маркетолог от Бога, хотя и своеобразный. Зовут его Максим Лазебник. В его небольшой речи, которую я успел застать мелькнула небольшая мысль за которую мне захотелось вцепится ему в горло. Мысль была о том, что зря запретили рекламу табака, что есть исследования, которые подтверждают, что отсутствие рекламы табака заставит бросить курить прямо сейчас 2-3% людей. За эту мысль я готов был вцепится ему в горло. Так как вечеринка не моя, то все-таки решил сдержаться. И пообещал в Твиттере написать гневный пост в блог. Да, это один их постов, который никаким образом не касается технологического бизнеса, разве что в конце пару слов. Кому неинтересно – проходят мимо.
Да, вероятнее всего только 2-3% бросят курить сразу, мы не будем спорить, но даже эта цифра уже огромная. В стране, где до 40% населения курят 2-3% - это сотни тысяч человек.
Чтобы аргументировать свою позицию, я приведу расчеты на пальцах. Не придираемся к цифрам, считаем порядки.
Допустим, идеальный курильщик начинает курить в 18 лет и курит до конца жизни, ну например до 60 лет. 42 года по 365 дней в году = 15330 дней курения. Я не покупаю сигареты, но допустим, что пачка сигарет стоит 5 гривень, 0.62 доллара. За жизнь курильщик тратит 9581 доллара на сигареты. Бизнес низкомаржинальный и по последним исследованиям приносит 5% прибыли. Это значит, что каждый заядлый курильщик приносит 479 долларов чистой прибыли табачным компаниям.
Какие слабые места в расчетах? Два места – не все начинают курить в 18 лет, и не все курят до конца жизни. К великому сожалению табачных компаний. И их задача присаживать людей, как можно раньше на это дело, и держать как можно дольше.
Да, отсутствие рекламы не приведет к тому, что все бросят курить сразу. Это очевидно. Но реклама табака играет две очень важные роли. Она снижает барьер входа. Т.е. если ты видишь везде рекламу сигарет и считаешь это само собой разумеющееся, то и первый раз закурить тебе легче.
Вторая роль заключается в том, что те люди, которые пытаются бросить курить видят постоянно рядом собой изображение сигарет и им постоянно напоминают об этом.
Именно поэтому они так борются за право рекламировать себя, чтобы пораньше садить наших детей на табак и как можно дольше плотнее держать на нем.
Да. Реклама для них это самый дешевый и эффективный способ контактировать с ЦА. Каждый контакт при БТЛ акциях на порядок дороже и они недовольны. Да, табачники сейчас лоббируют отмену этого и идут в новые медиа. Уже несколько раз слышал от знакомых, что разыскиваются курящие популярные блоггеры на большие деньги, чтобы продвигать не конкретную торговую марку, а именно сам процесс курения. Надо создать рынок, а там они его поделят.
И уважаемый маркетолог, начинает рассказывать мне, отцу, в присутствии моего 11 летнего ребенка, что я тупой и не понимаю ничего в бизнесе? Готов был порвать нахрен его.
Итого, эти подонки нас и наших детей убивают, и при этом имеют наглость доказывать нам, что все нормально.
А теперь о технологическом бизнесе. Один из моих любимых фильмов, который затронул эту тему «Здесь курят» (Thank you for Smoking) был продюссирован и профинансирован группой успешных технологических предпринимателей и инвесторов, которая включала Макса Левчина и других уважаемых людей. Что радует.
PS. А большинство людей, которые сидели на сегодняшнем ивенте, хоть и не дураки, а весь этот кал сожрали.
PPS. Да, каждый зарабатывает чем может, даже убивая других при этом, но не все этим гордятся и публично об этом говорят.
PPPS. А кто был на моих семинарах, помнит про канибаллизацию рынка? Пилить сук, на котором сидишь. Наркотики, водка, табак - из этой серии. В буквальном смысле убиваем свою ЦА и готовы инвестировать огромные средства в расширение ея, плюя на мораль. Потому, что без этого бизнес умрет. ГОРИТЕ В АДУ, УРОДЫ!
PPPPS. Посчитал и ужаснулся. Мы читаем в газете, что убили предпринимателя за дележ предприятия и миллионы долларов. А тут убивают официально, законно. И за что? Каждая жизнь курильщика оценена в 500 баксов! Вы понимаете, насколько низкий моральный порог у людей?!! Убивать за 500 баксов. ППЦ!
Дима Попов добавил:
PPPS. А кто был на моих семинарах, помнит про канибаллизацию рынка? Пилить сук, на котором сидишь. Наркотики, водка, табак - из этой серии. В буквальном смысле убиваем свою ЦА и готовы инвестировать огромные средства в расширение ея, плюя на мораль. Потому, что без этого бизнес умрет. ГОРИТЕ В АДУ, УРОДЫ!
PPPPS. Посчитал и ужаснулся. Мы читаем в газете, что убили предпринимателя за дележ предприятия и миллионы долларов. А тут убивают официально, законно. И за что? Каждая жизнь курильщика оценена в 500 баксов! Вы понимаете, насколько низкий моральный порог у людей?!! Убивать за 500 баксов. ППЦ!
Дима Попов добавил:
Денис, смысл даже не в том, какой процент бросит курить, а на какой процент упадет потребление сигарет курильщиками. Потенциал падения значительно выше в этом случае.
Раньше:
Курят 1,000 человек
Сигарет в день 5
...ИТОГО 5,000 сигарет
Теперь:
Курят 970 человек
Сигарет в день 3
ИТОГО 2,910
Итого дельта:
Не курят -30 человек (-3%)
Не курят сигарет -2,090 (-42%)
Поскольку потребление подобных продуктов резко связано с медиа-поддержкой (напоминание, эксплуатация подсознательного), основной урон приходится именно на кол-во выкуриваемых сигарет, а не на кол-во бросивших курить, что вообще имхо сомнительно.
Подтверждение словами самих лоббистов:http://www.youtube.com/wat ch?v=kBdbldsnSxE&feature=r elated
Раньше:
Курят 1,000 человек
Сигарет в день 5
...ИТОГО 5,000 сигарет
Теперь:
Курят 970 человек
Сигарет в день 3
ИТОГО 2,910
Итого дельта:
Не курят -30 человек (-3%)
Не курят сигарет -2,090 (-42%)
Поскольку потребление подобных продуктов резко связано с медиа-поддержкой (напоминание, эксплуатация подсознательного), основной урон приходится именно на кол-во выкуриваемых сигарет, а не на кол-во бросивших курить, что вообще имхо сомнительно.
Подтверждение словами самих лоббистов:http://www.youtube.com/wat
Денис, всеми руками поддерживаю, особенно метко про "барьер входа", єто один из главных аргументов, который они хотели бы укрыть.
ОтветитьУдалитьЭмоционально. В целом согласен, вот только Лазебник тут при чем ?!
ОтветитьУдалитьОн при мне призывал отменить запрет на рекламу табака. Приводимыми аргументами дал мне понять, что меня, как и других слушателей держит за идиотов.
ОтветитьУдалитьДумаете, реклама табака запрещена?
ОтветитьУдалитьА фильмы, где так великолепно затягиваются сигаретами? Там не 2-3% людей...
В штатах сейчас режут классический фильмы. И на курение в кадре сейчас табу в голливуде. Называется социальная ответственность режиссеров, сценаристов, продюссеров. А у нас: мало денег в рекламном бизнесе? Давайте вернем табак - там миллиардные бюджеты. Все заработаем!
ОтветитьУдалитьТак в послевоенных фильмах курили все, как в американских, так и в советских, разве только кроме маленьких детей!
ОтветитьУдалитьКурят и сейчас в кино, только не так открыто... на втором плане.
Денис, низкий поклон!
ОтветитьУдалить+1 Всіма руками за!!!! Сам не курю і Вам не раджу
ОтветитьУдалитьОчень эмоционально.
ОтветитьУдалитьС одной стороны все верно: чем меньше рекламы, тем меньше информации, тем меньше людей курят. Недавно читала, что через лет 10-20 весь цивилизованный мир практически перестанет курить.
И в то же время есть другая сторона медали. Не надо на табачников и общество сваливать вину за курение. Это выбор каждого человека и не важно сколько ему лет. Родители удивляются, что их дети курят, в то время как сами дымят как паровозы. Для подростков курение - это выражение протеста против все тех же родителей и попытка соответствовать тому социуму в котором они находятся. ДА, курение - чаще всего это зависимость, и ее корни нужно искать только в себе, а не в рекламе или где-либо еще.
Пробегала инфа (исследование?), что от отмены рекламы табака выигрывают табачники существенно снижая расходы, а меньше людей не курят (текущие и новые). Нужно проверять. Сейчас при власти большой бизнес, не факт что себе плохо сделали. Табачники много налогами отдают, и если проблема осталась, а деньги ушли - не смешно.
ОтветитьУдалитьДенис, молодец! Не ожидал... :) Всецело поддерживаю!
ОтветитьУдалитьЭмоциональненько, но согласен.
ОтветитьУдалитьИменно поэтому не работаю на табачные и алкогольные бренды. Спаивать и скуривать детей не готов.
Каждый шаг маркетера приводит к охвату тысяч людей и влиянию на них. Многие этого не понимают и приводят аргументы, вроде "я кормлю семью".
Думаю, такой соблазн (предложение зарабатывать в таких бизнесах) -- испытание человеку свыше.
Кто выдержал -- молодец. Кто не выдержал -- его грех.
прислали только что, просили анонимно :)
ОтветитьУдалитьЦитата он
Могу тебя успокоить: Лазебник - никакой не маркетолог от Бога, просто он рулит коалицией, пиарится и для людей снаружи круто выглядит. Я не знаю ни одного топа из агентств, который к нему серьезно относился бы
ок. можешь добавить - что коалиция - древняя коррумпированная организация, которую все давно хотят реформировать, только не хотят с этим всем го#@$%м связываться
это тоже правда. только анонимно :))
...я с го%$#м связываться тоже не хочу
Цитата оф
Денис, респект! Я не свирепый враг курильщиков, но тут постановка вопроса правильная.
ОтветитьУдалитьвсе таки, прежде чем рвать на себе рубаху, лучше ознакомится с вопросом с точки зрения экономических стимулов:
ОтветитьУдалитьhttp://bit.ly/ee0QvG
люди подсаживаются на сигареты не из-за рекламы, а потому что решают _сами_ для себя, что наслаждение от сигарет превышает риск получить рак легких. нет такого курильщика, который бы не знал, насколько сигареты вредны.
государству тут делать совершенно нечего. мне неясно, почему _персональный_ выбор должен пытаться регулироваться бюрократическими нянями в пиджаках с толстыми чиновничьими квадратными рожами.
(я не курю и того маркетолога не знаю.)
Молчание - смерти подобно.
ОтветитьУдалить+1
ОтветитьУдалитьВсегда противны мудаки, которые ставят свои личные корыстные интересы выше человеческих ценностей. Особенно, когда это касается близкой тебе профессии.
По поводу табачных компаний хочется только одно сказать: "И то еще я увидел под солнцем:
Место суда - а там нечестье,
Место праведного - а там нечестивый.
Подумал я про себя:
Праведного с нечестивым бог рассудит,
Ибо там есть время для каждой вещи и каждого дела." (с) Экклезиаст
2ag: О да... Иллюзия "свободного выбора" это именно то, что рекламщики давно научились эксплуатировать:
ОтветитьУдалитьhttp://www.ted.com/talks/lang/rus/dan_ariely_asks_are_we_in_control_of_our_own_decisions.html
Поддерживаю на 100% каждое слово! Дочке тоже 11...
ОтветитьУдалитьДа, рекламировать "сигаретки" и "пивко" - у меня тоже в голове не укладывается. И это на фоне стадионов, переделанных в рынки, и полностью загнувшегося в Украине спорта...
ОтветитьУдалитьПідтримую 100% кожне слово!
ОтветитьУдалитьУблюдки типу нього не відчувають ніякої відповідальності за те, що вкачуючи мільйони рекламних бюджетів у пропаганду всякого г..на калічать людей!
Більш того, от він там в статті (за зсилкою, що ти навів) пише про медичні препарати. Так там та ж історія. Я не часто дивлюся ТБ, але коли трапляється побачити рекламу, то волосся дибки стає. Н-ад реклама фестал і подібного г-на -- типу, жри, обжерися, а наші пігулки допоможуть зжерти ще більше.
А днями чуть з крісла не впав!
Рекламували засіб для підвищення уваги у дітей...
Блін, це психотропний засіб, я взагалі не розумію як його можна продавати в аптеках без рецепту. Але рекламувати ЦЕ як засіб для покращення оцінок у школі... Щось блін не так у цій галузі. І не лише у рекламній.
2DD, статье не хватает упоминания того, сколько людей убивают (или, как минимум, значительно ускоряют приход смерти) те же 2-3%, которые могут бросить, куря везде и всюду - стоит обратить внимание, что лучше всего им почему-то курится именно у станций метро, у учебных заведений, у входа во все крупные учреждения... если уж совсем трезво - мне как обычному обывателю надо 15-20мин просчитывать маршрут до ближайшего супермаркета, чтоб половина его не проходила "в тумане". А есть еще аллергики...
ОтветитьУдалитьМоя жена страдает никотиновым дерьмом. Прекрасно понимает, что дерьмо, бросить желает, но пока такие шкуры занимаются рекламой, шансы наши ничтожны...
ОтветитьУдалитьХотелось бы услышать мнение Табачника по поводу табачников.
ОтветитьУдалитьКурильщик в Украине тратит в месяц на сигареты около 600 грн. Сомневаюсь, что за его жизнь табачники зарабатывают всего 500$
ОтветитьУдалитьне согласна, что люди сами свой выбор делают, курить им или не курить. это реклама, которая навязывает образы, стили жизни и т.д. Ведь реклама нацелена на подсознание человека и оно как раз и говорит ему, особенно в молодом возрасте: закури, друг, это же круто...
ОтветитьУдалитьДенис, смысл даже не в том, какой процент бросит курить, а на какой процент упадет потребление сигарет курильщиками. Потенциал падения значительно выше в этом случае.
ОтветитьУдалитьРаньше:
Курят 1,000 человек
Сигарет в день 5
ИТОГО 5,000 сигарет
Теперь:
Курят 970 человек
Сигарет в день 3
ИТОГО 2,910
Итого дельта:
Не курят -30 человек (-3%)
Не курят сигарет -2,090 (-42%)
Поскольку потребление подобных продуктов резко связано с медиа-поддержкой (напоминание, эксплуатация подсознательного), основной урон приходится именно на кол-во выкуриваемых сигарет, а не на кол-во бросивших курить, что вообще имхо сомнительно.
http://www.youtube.com/watch?v=HcE_b3JjpzY
ОтветитьУдалитьhttp://www.youtube.com/watch?v=ZheFkeWuw3A&feature=related
ОтветитьУдалитьИ самый главный отрывок: http://www.youtube.com/watch?v=kBdbldsnSxE&feature=related
ОтветитьУдалитьПосмотрите Mad Men (Безумцы) - это сериал с продакт-плейсментами сигарет в каждой серии.
ОтветитьУдалитьДенис, браво. ППКС.
ОтветитьУдалитьАпплодирую стоя.
Денис, браво!
ОтветитьУдалить+500 про влияние рекламы. Как человек давно курящий, подтверждаю, именно обилие упоминаний сигарет и курения вокруг мешает многим завязать с этой привычкой.
Пронаблюдать можно на себе. Поставьте Земфиру, там, где "Куришь каждые 5 минут". На слове "Куришь" многие, ОЧЕНЬ многие словят себя на мысли "надо пойти покурить".
DD, хочу пригласить Вас на публичное обсуждение Законопроекта №5164 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий)». 14 февраля в 13:00 в пресс-центре "Главред-Медиа" (ул. Стретинская 8/2, угол ул. Стрелецкой). На упомянутом обсуждении (собирает Телекритика) будет присутсвовать и Максим Лазебник, и PR агенства представляющие интересы табачных брендов, ГО, МОЗ, СМИ, депутаты, юристы... Юля (Телекритика, 098-446-61-95)
ОтветитьУдалитьЮля,
ОтветитьУдалитьМеня не будет в стране. Сорри
Очень приятно читать такие статьи, и понимать, что в бизнесе все больше людей просыпаются и живут не только мыслями о прибыли. У большинства превалирующей философией в жизни является урвать из этой страны, города, фирмы, соседа и т.д., как можно больше. Отмазка у всех одна - "я кормлю семью". При этом, мы, как уже было сказано, но в другом контексте, рубим сук, на котором сидим, точнее, на котором сидеть НАШИМ ДЕТЯМ! Наше сознание беспощадно эксплуатируют, а мы все никак не можем проснуться, перешагнуть через собственные комплексы, потребляя (имею в виду не только товары, но и жизненный выбор) то, что нам предлагают из страха "быть хуже или быть не как все". Выходя за пределы темы курения, хочу привести такую мысль(не мою): одной из версий,как побороть нашу тотальную спячку сознания, является активизация общественных организаций. Именно такая "революция", как повышение социальной активности заставит обратить на нас внимание и уважать наши права, как потребителей, как граждан, а не просто считать нас быдлом, которое схавает всё, что ему дадут.
ОтветитьУдалитьТО Andriy Galych: Да, а как вам реклама детских "витаминок", предназначенных для успокоения нервов родителей- кормите ими ребенка, чтобы он был спокойным, и, тем временем, не переутруждались его присутствием и воспитанием, и его проблемами...
ДД, очень эмоционально .. Видно - задело..
ОтветитьУдалитьНа самом деле, я помогаю счас рекламмировать табак, а до этого рекламмировал игровой бизнес, помогая ему работать во время запрета, а до этого была политика.
Сам я никогда не брал сигарету в рот, не играл на автоматах, не голосовал.
У каждого есть мозг, чтоб думать. Те же, кто думать отказываются - будут потреблять как не крути ...
Я надеюсь, твой 11 летний сын вырастет думающим, а это кометном зависит от его родителей!!! Не стоит рвать глотки - их все не перегрызешь :)
"Бизнес низкомаржинальный и по последним исследованиям приносит 5% прибыли."
ОтветитьУдалитьА можно ссылочку на эти исследования?
Курил, не курю и не советую!
ОтветитьУдалитьРеспект за статью!
ps
будущее начинается сегодня
Хорошая статья! Раньше курила, но вот больше 2 лет, как не курю. И когда вокруг меня все дымят - бесит!!
ОтветитьУдалитьОтчасти может он это и сделал для того, чтобы вызвать бурю негодования. Благодаря этому, например, ты, Денис, написал о нем и даже поставил ссылку;)
ОтветитьУдалитьКак это не парадоксально, чтобы обеспечивать хороший пиар нельзя быть белым и пушистым и всем нравиться.
+1
ОтветитьУдалитьДенис, в своих расчетах ты забыл две очень немаловажные вещи:
ОтветитьУдалить1) 1 Активный курильщик может "вовлекать" до 10 пассивных курильщиков (вспомним домашние подъезды или переходы в офисных зданиях)
2) Огромный % курящих девушек, которые травят своих будущих детей
Поэтому "1 жизнь за 500$" - это несколько "оптимистичная" цифра.
По поводу комментариев вышеотписавшихся "у каждого должен быть свой мозг".
Человеческая особь неотделима от социума. И если в этом социуме есть модный тренд, то % вовлечения очень высок. Эффект толпы никуда не девается.
Лично для себя считаю, что участие в продаже алкоголя и табачных изделий - это сделка с совестью, на которую я никогда не пойду.