воскресенье, 27 июня 2010 г.

#Sctest 15 (послесловие)

Итак, вчера закончился первый выездной СКТ. Как по мне, так получилось очень хорошо. Было больше 100 человеков. Около 20 проспали. Около 100 заранее пожаловались, что лонг викенд и другие планы – европа, одесса, дачи, огороды, родственники, свадьбы.
По порядку – оплыли с задержкой в час и по пути застал дождик. По дороге на место ребята из Хаба перезнакомили всех, отработав методику Open Cafe.
На месте была небольшая программа которая состояла из благодарностей спонсорам и доклада Паши Башмакова на тему Андроид (доклад был подготовлен совместно с Лешей Тараненко, который отсутствовал). Тему Андроида и других мобильных платформ я попробую развить на #openair.
После этого была свободная программа, которая состояла из минифутбола с призами от Сони-Эриксона, волейбола, купания, общения и поедания шашлыков, которых было немало (рассчитывали на 150 человек). На мероприятии было выпито 120 литров пива.
Спасибо всем, кто пришел, всем спасибо за спасибо!
Особенно большое спасибо спонсорам, без которых входной билет стоил бы 800 грн:
- Генеральный спонсор Сони-Эриксон, которые в рекордные сроки согласовали вопрос о спонсорстве.
- imena.ua – за то, что кроме денег обеспечили регистрацию (три очаровательный девушки), вайфай во время мероприятия.
- GlobalLogic
- Агентство Цифирь (предоставили диджеев, которые по мнению большинства участников «жгли»)
- non-stop, которые предоставили 100 банок энергетиков (было актуально утром для многих участников J
- Отдельно Коле Савину и Ирине Аврутовой – за то, что они вытянули регистрацию и организацию на своих плечах.
- информационных партнеров – ain.ua и ITC.UA
Со следующей недели мы начинаем подготовку к зимнему выездному СКТ. Вероятнее всего, это будет в начале декабря 2010 в клубе с боулингом, бильярдом и дискотекой. Буду благодарен за идеи, а так же спонсорство и поддержку. Если что, пишите.
Отдельно скажу, что для всех, кто принял участие в СКТ, я даю скидку в 200 грн на участие в моих семинарах 5го и 6го июля.

Еще раз всем СПАСИБО!!!!
ЗЫ. Буду благодарен за отчеты в блогах и твиттере – чем больше будет шума, тем проще будет в следующий раз собрать спонсоров. А так же за ретвиты и за репосты. Если пришлете ссылки на такие отчеты, фотографии, видео - буду в пост добавлять. 


четверг, 24 июня 2010 г.

Вот и все, похоже.

Думаю, что теперь мой пессимизм по отношению к российскому технологическому сектору поутихнет. Россияне сделали то, что должны были сделать давно – построили мостик в Силиконовую Долину. Две из трех проблем, которые у них были, они решили. Теперь у них есть канал доступа на глобальные рынки (который они раньше отказывались строить, боясь конкуренции) и доступ к светлым головам. Осталась одна проблема – наличие бюрократии, коррупции и идиотов, но теперь эта проблема не будет так актуальна, она может быть легко компенсирована.  С чем их и поздравляем. Только бы они не заболтали эту инициативу.
Если раньше Украина по количеству стартапов, ориентированных на глобальные рынки была впереди России, то думаю, что в ближайшие пару мы (Украина) будем в хвосте.
Искренне завидую планам по организации чартерных и, возможно, регулярных рейсов в СФО.
И я думаю, что с такими возможностями в России, немалая часть наших предпринимателей поедет жить и подымать бизнес в Москву.
Отаке!

пятница, 18 июня 2010 г.

Почему в Долине хорошо строить бизнес.

Очень часто меня просят рассказать о том, почему если ты хочешь быть успешным в технологическом бизнесе, тебе надо проводить много времени (от 2 до 6 месяцев) в Силиконовой Долине. Это актуально не только для тех, кто строит бизнес глобальный, но на локальном рынке опыт, накопленный там, становится бесценным. Не буду рассказывать как происходило становление Долины (об этом можно много нагуглить), а перейду сразу к делу:
1. И самое главное – отношение. Все, кто сейчас добился чего-то там, чаще всего начинали с нуля (в 60-е годы Долина состояла, в основном, из персиковых садов). И большинству из этих людей кто-то чем-то, чаще всего безвозмездно, помог. И у этих людей есть потребность возвращать эти долги в общество. Даже самый молодой предприниматель имеет возможность встретиться со столпом этого бизнеса и прикоснуться к его опыту.
2. Высокая концентрация талантливых людей. Подымать там бизнес, формировать команду очень просто.
3. Люди долго в одном месте не задерживаются «ты два года в одной компании работаешь? Что с тобой не так?». Когда я первые разы бывал в Долине, у меня сложились два кругу знакомых. Один круг – это Амбар, ребята из бывшего союза. Второй, это около 30 человек из трех крупных компаний. Этот второй круг через 2 года обеспечил мне доступ к 14 крупным технологическим компаниям и 10 стартапов, которые мелькают на Techcrunch. Сейчас, по прошествии пяти лет после моего первого визита в Долину, у меня есть знакомые (в том числе на топ позициях) практически во всех крупных корпорациях, быстрорастущих компаниях, венчурных фондах. И для этого я не сильно напрягаюсь. Я делаю только три вещи: 1) стараюсь знакомится с новыми людьми при любой возможности (конференции, случайные встречи, праздники), 2) стараюсь быть полезным, если могу быть полезным (как это делают все), 3) поддерживаю существующие связи (стараюсь поздравлять с праздниками, напоминать о себе время от времени письмами, приглашениями на кофе/ланч), стараюсь не отказываться от встреч, если кто-то приглашает. Имея широкий нетворк, можно как минимум, получить отзывы о новой идее, попросить помочь побрейнстормить, получит доступ к ключевым людям компании, с которой ты хочешь заключить сделку или получить финансирование.
4. Инфраструктура – там есть возможность аутсорсить все, что напрямую не касается бизнеса. Большое количество юристов, бухгалтеров, пиарщиков и других специалистов, которые готовы помочь тебе в тех или иных направлениях и ты сможешь найти достойного специалиста «под свой кошелек»
5. Конференции. В Долине или около нее проходит большинство отраслевых конференций, на которые съезжаются люди со всего мира. Кроме того каждый день в долине проходят небольшие семинары, встречи, тусовки, симпозиумы (буквально десятки ежедневно), на которые собираются от нескольких десятков до пары сотен человек. На таких мероприятиях можно получит доступ к новым знакомствам и опыту людей, которые в большинстве своем очень открыты.
6. И последнее – по количеству инвесторов, которые вкладывают в технологические компании, на 100 тысяч человек населения, Долина с большим отрывом обгоняет любое другое место в мире.
Так что шутке «чемодан-вокзал- Сан-Франциско» таки есть доля шутки.

среда, 16 июня 2010 г.

#sctest 15

Друзья,

Мы начали продажу билетов на СКТ 15. Надеюсь, что будет весело. Мы ограничены количеством мест - 150 человек из которых от 20 до 30 будут партнеры и спонсоры. Да, мы готовим программу со спикерами, но рассматриваем это больше как условность - основное это нетворкинг. Так же мы рассчитываем, что некоторое количество людей будет приходить по формуле +1. Т.е. мы не против того, чтобы присутствовали бойфренды, друзья, жены, дети. Так как количество билето ограничено, то работает правило "кто первый встел, того и тапки".
Мы по прежнему ищем спонсоров (у нас уже есть спонсоры: imena.ua, Агентство "Цифирь" стало музыкальным спонсором, они дают диджея, у нас есть спонсор, который даст энергетические напитки, мы ведем переговоры с винным и пивным спонсором), если у кого есть контакты среди компаний, кому это может быть инетерсно - дайте знать. Так же, мы будем благодарны компаниям, которые готовы предоставить различные призы и подарки.
Есть большая вероятность, что у нас будут гости из России.
Регистрация здесь
Буду благодарен за репосты и ретвиты.

пятница, 11 июня 2010 г.

По итогам встреч со стартапами

По итогам этой недели.
Как всегда. Читаем мантру: ищем проблему.
Большинство успешных стартапов решают проблему потребителя. И все фичи продукта должны четко ориентироваться на решение этой проблему. Проблема не должна быть высосана из пальца, а действительно стоять остро – затрагивать большинство потребителей и быть настолько острой, чтобы потребители готовы были за нее платить.
И все остальное в проекте должно отталкиваться от этого. Каждым шагом мы проверяем гипотезы: это таки острая проблема? Люди готовы платить за это? Этих людей достаточно, чтобы построить на них бизнес? Действительно ли мы решаем эту проблему, а не другую? Действительно ли мы решаем проблему или думаем, что решаем?
Ответы на все эти вопросы надо получать ТОЛЬКО от наших клиентов. Лучше всего, когда эти ответы – оплаченные счета и благодарности за созданный продукт.

среда, 9 июня 2010 г.

User Experience Ukraine UX Camp 2010

В конце июля в Киеве пройдет еще одна инициатива. На этот раз для всех увлеченных
проектированием взаимодействия, интерфейсами и юзабилити.

Два выходных дня, 31 июля-01 августа, будет проходить первых UxCamp 2010. Мероприятие
собирает юзабилити-специалистов, представителей заказчиков и экспертов из России и Беларуси,
которые получат возможность поработать в одной команде над задачами проектов в области юзабилити.

Помимо проектирования, всех присутствующих ожидает отдых на природе и
неформальное общение с Дмитрием Сатиным (UsabilityLab), Алексей Копылов (UI Design Group)
и другими интересными гостями.

Что это будет, в деталях читайте на http://uxcamp.com.ua/

вторник, 8 июня 2010 г.

Эксперимент

Решил я провести эксперимент. Хочу провести семинар часовой на открытом воздухе. Вечером, когда жара спадет. Тема семинара будет «как описать раздел РЫНОК в Executive Summary». Семинар планируется бесплатный с вопросами и ответами, но без раздаточных материалов. Так как мне тяжело рассказывать, не рисуя, то для меня это тоже будет челенж. С визуальным и структурным мышлением рассказывать структурные вещи.
Время дам заранее, а вот место опубликую в твиттере за час до начала в виде географических координат.
Там же можно будет и купить бидет на #sctest 15

Запланировано на четверг 19-00

Брать с собой попить (жара спадет, но лучше иметь) и что положить под попу.

пятница, 4 июня 2010 г.

Вот такое будем заставлять подписывать Участников СКТ.

Не сильно драконовские правила? ;)

Я, _____________________________________________________, (моб.: _________________________, e-mail: __________________________) (далее – «Участник»), с приобретением этого билета, подтверждаю, что ознакомлен с изложенными ниже правилами посещения мероприятия и обязуюсь их исполнять и самостоятельно несу ответственность в полной мере за их неисполнение:

Билет дает право на одноразовое посещение мероприятия, в дату и время указанные в билете. Билет является именным и не может быть передан третьему лицу.
Время проведения мероприятия, его программа, время отправления и прибытия корабля в порт, а также время прибытия и отправления корабля к островной части были разъяснены Учаснику до приобретения билета.
Администрация не несет ответственность за опоздания любого Участника к отправлению корабля с любой точки маршрута его следования согласно программе мероприятия. Администрация не несет ответственность за любые последствия, которые повлекло за собой такое опоздание для Участника, а также не возвращает деньги, оплаченные за билет, и не компенсирует любые другие расходы Участника, связанные с таким опозданием.
Администрация мероприятия имеет право не допустить Участника к участию в мероприятии, если внешнее состояния Участника вызывают сомнения в безопасном участии такого Участника как для такого Участника так и для жизни и здоровья других Участников, вследствие алкогольного, наркотического или другого любого состояния или же неадекватного поведения такого Участника, что определяется на усмотрение администрации мероприятия.
Услуги, которые предоставляются на мероприятии и не входят в стоимость участия в мероприятии Участники оплачивают отдельно. Информацию о перечне таких услуг можно узнать у администратора мероприятия и у обслуживающего персонала.
Администрация не несет ответственность за ущерб, нанесенный жизни, здоровью и имуществу Участником любому другому участнику мероприятия. Каждый Участник несет ответственность за все последствия своих неправомерных действий самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Украины.
Администрация не несет ответственности за вред, связанный с ухудшением здоровья, а также смертью Участника в результате потребления услуг мероприятия, если состояние Участника ухудшилось в результате обострения травмы или хронического заболевания, а также вследствии неправомерного взаимодействия с другими участниками мероприятия.
За забытые, утерянные или оставленные без присмотра вещи администрация не несет ответственности. Найденные вещи хранятся в течении двух недель с даты проведения мероприятия, указанного на билете.
Администрация запрещает на территории проведения мероприятия употребление алкогольных напитков, а также любых психотропных и сильнодействующих веществ, принесенных с собой любым из Участников, употребление которых может привести к нарушению любого из пунктов этих правил и угрозе жизни, здоровью и безопасности любого из участника мероприятия. Администрация не несет ответственность за последствия, связанные с употреблением описанных выше, а также любых других веществ с подобным эффектом, а также за вред, нанесенные другим участникам мероприятия, связанный с их употребление.
За вред нанесенный имуществу организаторов мероприятия Участник несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины.
Администрация оставляет за собой право, вносить изменения в действующие правила и расписание мероприятия, без письменного уведомления об их изменении Участников мероприятии.
При нарушении изложенных выше правил, администрация мероприятия оставляет за собой право рассмотреть вопрос о досрочном прекращении Участника в участии в мероприятии, а также в случае необходимости изоляции Участника от других Участников в интересах безопасности последних.
За соблюдением вышеизложенных правил, следит охранная служба. В случае нарушения правил любым из участников мероприятия, которые могут привести к угрозе жизни и здоровью других участников, охранная служба привлекается администрацией к разрешению сложившейся ситуации и способствует досрочному прекращению участия такого участника в мероприятия и/или изоляции такого участника от других участников мероприятия в целях безопасности последних

Немного о трендах

Есть немного времени и хочу немного саммаризировать мои мысли и поиски, встречи и анализ последних двух месяцев. Не претендую на истину в последней инстанции, но буду с выводами сверяться регулярно. Писано в перерыве между встречами на мааааааленьком нетбуке, без спелчекинга, а значит попрошу граммарнаци попрятать оружие. Не стреляйте в писаниста, он играет как умеет.
Если начать из далеке, то я вспоминаю 1987 год, в котором произошло два события, которые меня немного озадачили. Первое - это полученный отцом фаакс из Сеула с приглашением его на конференцию. И второй - это звонок из-за рубежа нам домой. Забугор в советстком союзе - это была просто другая панета, а тем более для меня, который привык, что отец работает на режимном предприятии на непоследней должности и контакты с иностранцами были ограничены. Тогда я подумал, что ограничивать доступ к информации - неразумно, она всегда найдет выход. И только страх и понимание проблем национальной безопасности может некоторую информацию сдерживать.
Спустя несколько лет у меня был мой первый модем и ФИДО. Границы страны и мира раздвинулись. ФИДО тогда позовляло общаться с людьми, независимо от того, где находится собеседник или собеседники. Эт был первый опыт работы с П2П системами. Они, собаки, устойчивые. Вебсайтов тогда не было, НО БЫЛИ ббски! и там в свободном доступе были книги, доки, фото, ну без порнухи не обошлось. Тогда же было первое знакомство с интернет. Были гейты, которые позволяли писать из ФИДО в интернет и обратно, читать в фидо юзнет.
Так я немного приобщился к Интернету, который стал после изобретения Гуттенберга важным шагом в обмене информацией. Тогда друзья и одноклассники, которые эмигрировали стали очень близко. Суточных задержек при доставке писем не стало. И только разница во времени давала задержку в коммуникации.
Я сейчас помню ЮЮПС, 40 долларов подключения и 2 доллара в час работы от Лаков, которые имели один канал на Релком на 19200 и это было жирно. Глюка тогда давала интерент за 8 долларов в минуту.
Следующим этапом стала айпи телефония, которая поволила мне и моим партнерам строить бизнесы, связанные с экспортом и импортом. 1996 год, блин.
Следующим этапом стала коммункация в интернет. Чаты и форумы вышли из среды гиков (юзнет и IRC, были слишком сложными по сравнению с форумами и чатами). Аська, перевернула сознание пользователей интернета.
Выстрелил Гугл, который эффективно решил проблему поиска нужной информации в интернет и начал уводить конечных пользователей в клауд.
Эпоха вебдваноль. Социальный веб. Пользоательский контент. Это был следующий этап. Лично я запомнил из этого только один инструмент - сеть Линкедин, которая позволила заводить деловые знакомства не вставая из-за компьютера. Когда к нему добавился Скайп - бизнес вселенная сжалась до монитора компьютера, подключенного к интернет.

На каждом витке этой спирали я оглядываюсь назад и вспоминаю тот день, когда я дерал в руках факс из Сеула. Мне тогда было лет 14. И я не мог представить себе, что моя дальнейшая жизнь будет связана с отраслью, которая изменится до неузнаваемсти за 20 лет. Если бы мне кто-то в те (или позже) годы сказал, что я буду бывать в центре развития технологий будущего - я бы рассмеялся.

На этих трендах заработали миллиарды долларов люди, которые могли смотреть вперед на несколько лет. Так же заработали люди, которые оказались в нужное время в нужном месте.

Итак, последние два месяца я провел в поисках тренда, на который имеет смысл ставить и в котором я буду в дальнейшем наращивать компетенцию и нетворк.

И вот, те выводы, которые я сделал и на которые буду опираться ближашие 2-3 четыре года пока не получу потверждения своей правоты или понимания что я ошибся.
- на рынке будет основной тренд, который прорисовался в последнее время, но сейчас он обозначился точно - мобильность. Пользоатели будут уходить от десктоп систем в сторону коммуникаторов или айпадов. как всегда Эпл открыл сегмент, на который придет много игроков, как это случилось с Айфоном. При этом комуникаторы не уйдут с рынка, а будут или альтернативами или дополнением таких девайсов. На рынке будут появляться продукты, которые никогда не могли работать на десктоп системах ли ноутбуках. 4square и Gowala - хорошие примеры таких сервисов, но пока мы используем только три новых свойства носимых устройств - носимость, доступ к интернету и наличие ГПС или триангуляции. Зашеренность нашего сознания не дает выйти нам из парадигмы десктоп систем и ноутбуков. Но скоро появятся продукты, решения, системы, которые перевернут этот рынок.
- утончение клиентов. Сейчас разрабаывается сразу несколько ВебОС, которые будут работать на тонких клиентах, а то и на примитивных процессорах. Решения, которые будут реализовывать потенциал (еще не изученный) новых устройств в понимании их физичеких свойста, должны взорвать рынок (еси не создать новые)
- Лоу енд. Все предлагают решения для хайэнд. Но на рынке есть как минимум сотни мобильных устройств, которые не умеют работать с современными технологиями, а обадают только примитивным набором инструментов (СМС, ММС). Рынок огромен. Он ждет простых, недорогих решений, которые легко станут массовыми. Гиганты уровня Гугла и Секвои смотрят на этот рынок и пробуют. Там тоже будет революция.

Вот собственно и все. Спасибо за внимание :)

Как быть успешным ангелом.

Хотел написать пост про ошибки ангела. Но решил написать просто в качестве рекомендаций.
Технологический бизнес - это соединение трех стихий: предпринимательского таланта, технологии и инвестиций.
Предприниматели ищут в свой проект не столько деньги, сколько партнера, который профинансирует проект. Поэтому я не буду рассказывать, как отбирать стартапы, как получать заявки, как проводить due diligence. Расскажу, как показать себя надежным партнером и сэкономить свое и чужое время.
Если мы говорим о успешных предпринимателях, то они чаще всего тоже делают домашнюю работу, прежде чем искать контакта с конкретным инвестором. Если ему не удается получить более или менее вменяемую информацию об ангеле, то он будет искать деньги в другом месте, а такой ангел получит поток слабых проектов, а все самые «вкусные» сделки пройдут мимо него.
Есть разные стратегии ПР для ангела, чаще всего они включают следующие элементы:
- интервью в деловой и специализированной прессе (журналы, сайты, ТВ)
- выступления на конференциях, участие в отраслевых событиях
- упоминание имени в пресс-релизах, публикуемых проинвестированными компаниями

Для того, что бы иметь хорошую репутацию на этом рынке очень хорошо определиться для себя и сделать публичной всю (или часть) инвестиционную стратегию. Инвестиционная стратегия позволит предпринимателю понять, может ли данный ангел инвестировать в данный проект. Если нет, то не тратится время. Основные параметры стратегии:
- сумма инвестиций в один проект. Чаще всего она не меньше 20к долларов, но редко бывает больше 100к долларов.
- планируемое количество сделок в год (чаще всего это 3)
- сумма, которую инвестор готов потратить на инвестиции (обычно ангел выделяет от 1 до 2 млн на формирование портфеля на период от 2 до 5 лет)
- отрасль, тематика, бизнес-модели, в которые предпочитает инвестировать ангел. Обычно это связано с предыдущим опытом ангела. Если такого опыта нет, то все равно хорошо бы нарисовать фокус, даже если он будет «размытым»), фокусировка в этом бизнесе очень важна, как для предпринимателя, так и для инвестора.
- отношение к синдицированным сделкам (если проекту нужно 300к, а инвестор не инвестирует больше 100к в одну компанию, то несколько ангелов могут вместе дать требуемую сумму)
- требования к проекту: стадия развития проекта, масштабность проекта (стоимость продажи компании может быть как 1 млн, так и 100 млн – это разные проекты, и они требуют разных инвестиций и разных подходов в построении компании)
- чем ангел может помочь компании (можно оказать помощь в доступе к клиентам, выработке стратегии, контактам людей в отрасли и др.) если кроме денег ангел ничего не может дать, то лучше ничего не выдумывать
- существующий портфель сделок (чтобы исключить конфликт интересов)
- контакты с институциональными инвесторами (чаще всего ангельские инвестиции только первые из нескольких раундов) и помощь в привлечении последующих инвесторов была бы очень хороша стартапу.
Четкая позиция по таким вопросам может сэкономить много времени, если мы говорим о «сильных» предпринимателях, то они не будут тратить время на инвестора, который не даст в итоге деньги. А предпринимателю проще всего сделать такой анализ. Такая стратегия не защищает от нашествия «пионеров», но у каждого инвестора складывается своя стратегия по отсечению таких людей.
Мы помним, что к инвестору самые хорошие сделки приходят из нетворка. А нетворк надо строить. Мы помним, что в первую очередь инвестор инвестирует в людей. И значит, что если один сильный предприниматель порекомендует другому обратиться к ангелу, то это и будет лучший ПР. А отсюда выходят рекомендация:
- всегда старайтесь встретиться с предпринимателями, которые могут сейчас или позже принести хороший проект.
- на таких встречах всегда должно быть движение в две стороны. Если вам рассказали о проекте, то постарайтесь дать максимально полезный фидбек. Начиная от продукта и рынка, заканчивая рекомендациями обратиться к другим ангелам, которым может быть интересна эта сделка.
- сотрудничать с другими ангелами, чтобы иметь возможность брать у них их «непрофильные сделки», коинвестировать с ними
- иметь хорошие отношения с фондами, иногда фонду может и нравится проект, но еще слишком рано в него входить, тогда они могут порекомендовать одного или нескольких ангелов. Такое бывает очень часто
В общем ничего нового, но в с начала этого года мне посчастливилось пообщаться с двумя десятками разных ангелов, которые думали с чего им начать движение в направлении карьеры профессионального инвестора ранних стадий.

вторник, 1 июня 2010 г.

Ошибки предпринимателей в Executive Summary (по итогам последних 4х месяцев)

Поднял свои записи по встречам со стартапами за последние 4 месяца. Хочу немного поумничать про основные ошибки стартапов. Хитпарад не сильно поменялся, но доавилось немного новенького.
1. Основная ошибка - высасонное из пальца Executive Summary. Саммари должно быть отражением бизнеса. "Предприниматели", которые хотят развести инвестора на деньги под несуществующий проект, распонаются мной на 10й минуте разговора, профессиональным инвестором на 5й. Я деликатно съезжаю, инвестор грубо посылает. Обычно такие проекты бывают двух типов. Вечером пришла идея (а еще часто человека увольняют и он хочет кому-то что-то доказать), утром делается саммари (как вариант, тратится неделя на то, чтобы написать его и вылизать), вечером ищутся люди, кому это можно показать. Так не работает. На противоположном полюсе этого предприниматель, у которого нет саммари, но он уже несколько месяцев, если не запускает проект, то обдумывает, собирает материалы, встречается с экспертами, потенциальными кастомерами. Этот вариант на несколько порядков более приемлем.
2. Упор в Executive Summary на описании проекта, функционала, зато очень мало, а то и ничего об описании проблемы, которую решает стартап.
3. Отсутствие анализа конкурентов. Executive Summary проекта, у кторого нет конкурентов не рассматривается никем. Конкуренты всегда есть. Обращаем внимание на то, что конкуренты - это не те, кто делает то же самое, а те, кто решает ту же проблему. В такой парадигме список конкурентов расширяется и частенько приходит понимание, что проект не живой. Обязательно нао
4.Бизнес-модель и ожидаемые доходы. Основной упор надо делать не на цифры, а именно на бизнес-модель. Никакой стартап не сможет спрогнозировать точно доходы. Более того, никто не знает как будет выглядеть бизнес. А прогнозировать доходы можно только в порядках. И инвесторы это понимают. Тут важнее дать понять, что проблема настолько острая, что кастомеры готовы за нее платить. И данная бизнес-модель будет максимально эффективная для стартапа и удобна для кастомеров (тут есть море нюансов, можно писать отдельный пост).
5. Рынок. Обычно предприниматели пишут несколько цифр, иногда несколько таблиц. На самом деле тут очень хорошо сделать анализ игроков на рынке, потребителей, сегментации (текущие и тренды), каналы дистрибьюции. И очень важно показать свои нишу в этой картине и стратегии захвата (это уже в go to market strategy). Все цифры должны быть подтверждены ссылками (отраслевые отчеты и исследования, annual reports, доклады на конференциях). Если нет, то отдально надо иметь алгоритм по котороу рынки оценивались. В данном случае очень важно дать понять, что вы ориентируетесь в рынке и цифрах, как рыба в воде.

Вроде все просто и известно, но каждый раз на эти грабли наступают 80% предпринимателей