Есть немного времени и хочу немного саммаризировать мои мысли и поиски, встречи и анализ последних двух месяцев. Не претендую на истину в последней инстанции, но буду с выводами сверяться регулярно. Писано в перерыве между встречами на мааааааленьком нетбуке, без спелчекинга, а значит попрошу граммарнаци попрятать оружие. Не стреляйте в писаниста, он играет как умеет.
Если начать из далеке, то я вспоминаю 1987 год, в котором произошло два события, которые меня немного озадачили. Первое - это полученный отцом фаакс из Сеула с приглашением его на конференцию. И второй - это звонок из-за рубежа нам домой. Забугор в советстком союзе - это была просто другая панета, а тем более для меня, который привык, что отец работает на режимном предприятии на непоследней должности и контакты с иностранцами были ограничены. Тогда я подумал, что ограничивать доступ к информации - неразумно, она всегда найдет выход. И только страх и понимание проблем национальной безопасности может некоторую информацию сдерживать.
Спустя несколько лет у меня был мой первый модем и ФИДО. Границы страны и мира раздвинулись. ФИДО тогда позовляло общаться с людьми, независимо от того, где находится собеседник или собеседники. Эт был первый опыт работы с П2П системами. Они, собаки, устойчивые. Вебсайтов тогда не было, НО БЫЛИ ббски! и там в свободном доступе были книги, доки, фото, ну без порнухи не обошлось. Тогда же было первое знакомство с интернет. Были гейты, которые позволяли писать из ФИДО в интернет и обратно, читать в фидо юзнет.
Так я немного приобщился к Интернету, который стал после изобретения Гуттенберга важным шагом в обмене информацией. Тогда друзья и одноклассники, которые эмигрировали стали очень близко. Суточных задержек при доставке писем не стало. И только разница во времени давала задержку в коммуникации.
Я сейчас помню ЮЮПС, 40 долларов подключения и 2 доллара в час работы от Лаков, которые имели один канал на Релком на 19200 и это было жирно. Глюка тогда давала интерент за 8 долларов в минуту.
Следующим этапом стала айпи телефония, которая поволила мне и моим партнерам строить бизнесы, связанные с экспортом и импортом. 1996 год, блин.
Следующим этапом стала коммункация в интернет. Чаты и форумы вышли из среды гиков (юзнет и IRC, были слишком сложными по сравнению с форумами и чатами). Аська, перевернула сознание пользователей интернета.
Выстрелил Гугл, который эффективно решил проблему поиска нужной информации в интернет и начал уводить конечных пользователей в клауд.
Эпоха вебдваноль. Социальный веб. Пользоательский контент. Это был следующий этап. Лично я запомнил из этого только один инструмент - сеть Линкедин, которая позволила заводить деловые знакомства не вставая из-за компьютера. Когда к нему добавился Скайп - бизнес вселенная сжалась до монитора компьютера, подключенного к интернет.
На каждом витке этой спирали я оглядываюсь назад и вспоминаю тот день, когда я дерал в руках факс из Сеула. Мне тогда было лет 14. И я не мог представить себе, что моя дальнейшая жизнь будет связана с отраслью, которая изменится до неузнаваемсти за 20 лет. Если бы мне кто-то в те (или позже) годы сказал, что я буду бывать в центре развития технологий будущего - я бы рассмеялся.
На этих трендах заработали миллиарды долларов люди, которые могли смотреть вперед на несколько лет. Так же заработали люди, которые оказались в нужное время в нужном месте.
Итак, последние два месяца я провел в поисках тренда, на который имеет смысл ставить и в котором я буду в дальнейшем наращивать компетенцию и нетворк.
И вот, те выводы, которые я сделал и на которые буду опираться ближашие 2-3 четыре года пока не получу потверждения своей правоты или понимания что я ошибся.
- на рынке будет основной тренд, который прорисовался в последнее время, но сейчас он обозначился точно - мобильность. Пользоатели будут уходить от десктоп систем в сторону коммуникаторов или айпадов. как всегда Эпл открыл сегмент, на который придет много игроков, как это случилось с Айфоном. При этом комуникаторы не уйдут с рынка, а будут или альтернативами или дополнением таких девайсов. На рынке будут появляться продукты, которые никогда не могли работать на десктоп системах ли ноутбуках. 4square и Gowala - хорошие примеры таких сервисов, но пока мы используем только три новых свойства носимых устройств - носимость, доступ к интернету и наличие ГПС или триангуляции. Зашеренность нашего сознания не дает выйти нам из парадигмы десктоп систем и ноутбуков. Но скоро появятся продукты, решения, системы, которые перевернут этот рынок.
- утончение клиентов. Сейчас разрабаывается сразу несколько ВебОС, которые будут работать на тонких клиентах, а то и на примитивных процессорах. Решения, которые будут реализовывать потенциал (еще не изученный) новых устройств в понимании их физичеких свойста, должны взорвать рынок (еси не создать новые)
- Лоу енд. Все предлагают решения для хайэнд. Но на рынке есть как минимум сотни мобильных устройств, которые не умеют работать с современными технологиями, а обадают только примитивным набором инструментов (СМС, ММС). Рынок огромен. Он ждет простых, недорогих решений, которые легко станут массовыми. Гиганты уровня Гугла и Секвои смотрят на этот рынок и пробуют. Там тоже будет революция.
Вот собственно и все. Спасибо за внимание :)
Денис, вы не открыли Америки и эти тренды уже 2-3 года на рынке. Те, кто стартовал тогда, будут на коне. Те, кто стартуют сейчас - рискуют остаться ни с чем, либо же ограничится локальными рынками: Украина с Россией.
ОтветитьУдалить- Мобильность и ее социализация как тренд возникла давно, и первыми это смекнули SE, которые еще в 2006 году сделали возможность мобильного блоггинга. Apple это дело поднял на новую планку с выходом iPhone, а теперь темп будет задавать еще и Android. Гео-локационные сервисы, возможно с примесью социализации - это тренд на ближайшее время. Локальные рынки практически не освоены. AlterGeo пока не особо активен, 4sq для нас не приспособлен.
- Тонкие клиенты и облако - это скорее удел SaaS-сервисов и корпоративных клиентов. Тут выстрелят крупные игроки, которые имеют на это ресурсы и не первый год в бизнесе. К примеру Akamai + производитель железа типа Asus.
- Про Low End можно забыть. Сейчас уже практически не осталось мобильников с черно-белым экраном, а через 2-3 года не останется обычным телефоном, т.е. с каждым годом ваша потенциальная аудитория начнет таять и вероятно вам не хватит емкости рынка.
И вы упускаете главное... Изменения формата распространения информации... Интернет вытесняет газеты, Google выходит на рынок ТВ. Тот, кто придумает отличную сервисную платформу для предоставления и распространения пресс-материалов - будет на коне.
Дмитрий, вопрос не в мобильности, а в том, что большинство людей не знают, что принципиально новое будет в жтом сегменте. Большинство приложений - это переписанные десктопные приложения под мобильные девайсы. За редким исключением - фосквере, и навигаторы. Но скоро появятся и другие сегменты. Вот их и надо искать.
ОтветитьУдалитьЯ по справжньому усвідомив, що означає тренд до мобільності вкінці минулого року, коли почув на корпоративній презентації NVIDIA, що в наступні 10 років ця корпорація очікує 60% своїх доходів від сегменту мобільних пристроїв (мова йшла про новий процесор для смартбуків і таблеток Тегра.
ОтветитьУдалитьНа мою думку те що видно вже зараз у цьому тренді, і тут я погоджуся з Дмитром, це війна нових сервісних платформ. Чому Майкрософт виграла війну ОС? Бо вона зуміла створити платформу, що стала необхідною для розробників софта. Скільки би на неї не плювалися, а писали під МС проги більшість девелоперів.
Цей кейс всі вже вивчили, в тому числі і Apple, і на новому витку розвитку технологій війна починається за розробників у рамках площадок типу App Store, Android Market і т.д.
Завдання ж вендорів типу Apple, Google, Nokia, Microsoft створювати екосистеми з девайсів та інфраструктури, де користувачам і розробникам буде найбільш комфортно.
Цікаве позиціонування Google Android в цьому контексті. Це система, котра може бути легко і зручно кастомізована під потреби провайдера чи виробника девайсів – як, наприклад, ОС HTC Hero, яка багатьма відзначена як найбільш зручна оболонка для смартфона. І в цьому контексті Android стає не просто ОС – тепер це інструмент для розвитку бізнес-моделі мобільного оператора та/або виробника смартфонів. За домогою Android вони можуть прив’язувати користувача до своїх сервісів, як Apple прив’язала покупців iPod до магазину iTunes Store.
Можливо, найбільший виклик на сьогодні – заставити користувачів простих мобільних телефонів, котрих на порядки більше ніж користувачів Інтернет, споживати мобільний контент. Мобільні оператори створили інфраструктуру і абонентську базу, але прибутки від голосового зв’язку падають, за клієнтів почали боротися зниженням ціни. І лише нові сервіси з продажі контенту можуть вивести їх на новий рівень прибутковості. Сервіси, які зможуть стимулювати простого користувача, котрий користується лише голосовим зв`язком, споживати контент, зроблять революцію.
Отличная статья
ОтветитьУдалитьВозможно, я смотрю на поднятый вопрос слегка упрощенно и в прикладном аспекте. Но.
ОтветитьУдалитьПро мобильность очевидно правильно.
Тонким клиентам прочат будущее уже лет 10 — а воз и ныне там. Не верю я в них больше. Верю скорее в развитие субплатформ, типа новобрендированной iOs 4, заточенный под субплатформы и полностью реализующий их потенциал софт, сетевое хранение и коллективную облачную обработку данных. Браузер все же не самая лучшая среда исполнения приложений, и достаточно серьезно ограничивает разработчиков, по сравнению с той же iOS.
Предоставление услуг мобильной голосовой связи как таковое, думаю, отомрет. Уже отмирает — скорее стоит говорить об обслуживании беспроводных каналов связи. Что будут делать с ними пользователи/поставщики сервисов — их личное дело (ну в том числе и голосом говорить, Phone.app такая есть на айфоне, не более, в одном ряду и в одной папке с сотней других приложений).
Лоу-энд? Интересно, но непонятно. И не почетно. Вывоз мусора какой-то, Гринко. Может, они неплохо зарабатывают, но — фу :)
Извините за пролетарский стиль изложения. ,)
И еще, не совсем о трендах, конечно.
ОтветитьУдалитьХотя... Мне кажется, рано или поздно станет трендово делать действительно качественный продукт, пользование которым будет менее самодостаточным и более комфортным для пользователя. Вся эта погоня за новыми идеями, которые перевернут мир, ассоциируется у меня с пролетариями из Собачьего сердца М.А. Булгакова, которые строят светлое будущее, засрав предварительно подъезды и сортиры.
Все прекрасно на презентациях перед инвестором и прочих мероприятиях. Но, даже самые выдающиеся и мегауспешные современные проекты, как же ими неудобно пользоваться, в большинстве случаев. Когда вся пена сходит, и юзер с продуктом один-на-один.
Вот вам тренд — реальное качество как основа лояльности кастомера! :)