Пока мы тут растекаемся мыслью по древу, начался прием проектов на ключевое событие для русскоязычного комьюнити в Силиконовой Долине, и всего венчурного комьюнити в СНГ. Silicon Open Doors Conference – 2008.
BlogCamp CEE Investors Day update
Есть хорошие новости. К экспертам присоединились еще два человека.
Один из них, мой друг и я регулярно не мою руку после того, как здороваюсь с ним – настолько он уважаемый человек из Силиконовой Долины – Стас Хирман, бывший киевлянин. В скором времени он обновит свою биографию. Прошлой осенью Стас посещал Киев и дал очень сильный мастеркласс о создании стартапа, с учетом того, что он очень умный и опытный, он великолепный спикер. Народ слушал затаив дыхание. Даже видео где-то есть. Будет время – нарежу самые интересные части и положу на Ютюб. Итак, keep your hands together ©
Второй человек тоже очень интересный.
Это Инна Прошкина. Она возглавляет ПР и маркетинговое агентство для стартапов go2market. У нее есть свой блог. Не будем показывать пальцами, но есть несколько стартапов, которые состоялись именно благодаря ей. На ТМТ Executive Seminar, который она любезно посетила в апреле, я ее представил и она стала одной из самых популярных личностей среди стартаперов. Мы с ней договорились, что она ответит на несколько моих вопросов и это импровизированное интервью я размещу здесь. Прошу любить и жаловать.
Как монетизировать малопосещаемый блог
Ребята из Днепропетровска прислали статью, как можно зарабатывать на малопосещаемых блогах. Думаю, что это должно быть интересно. С удовольствием выслушаю отзывы тех, кто попробует. 3500 пользователей – цифра возбудительная. Надо следить за динамикой и искать данные по транзакциям. А виджет для фейсбука – вообще интересная штука.
Пока писал прислали еще одну статью.
Кстати, я писал про Viewdle, так они тоже сделали такой виджет для того же Фейсбука.
Если кто еще чего-то знает из украинского или российского венчурного бизнеса, что имеет смысл опубликовать – пишите.
четверг, 26 июня 2008 г.
BlogCamp CEE Investors Day update
На данный момент предварительное согласие быть экспертами на Investors Day дали такие люди:
Максим Школьник – ТехноБридж (Украина)
Андрес Суси – Мартинсон Трайгон Венчер Партнерс (Россия-Прибалтика)
Игорь Семенов – Авенчерс Кепитал (Украина)
Анна Дворникова – АмБар (Калифорния, США)
Войцех Долковский – Business Angel Network Poland (Польша)
Николай Митюшин – ABRT (Россия)
Александр Орехов – Майкрософт (Украина) – с оговорками.
Дело двинулось. На выходных сяду писать правила участия для проектов.
Напоминаю, что будет две номинации
Seed Stage (инвестиции от 50к до 500к)
Early Growth Stage (инвестиции от 500к до 1м)
В каждой номинации отберем по 5 проектов экспертами для очных презентаций перед Жюри.
Экспертами и Жюри мы зовем представителей венчурных фондов и ангелов.
Так, что имеет смысл податься. Всего в планах заполучить 30-50 экспертов до конца лета.
TechCrunch50
Все-таки только две компании от Украины подаются на TechCrunch50 в этом году. Обе команды очень сильные. Думали, что будет 4. Цена входа под 3к долларов, перелет и проживание делают это удовольствие очень дорогим для участников. Хотя может я не знаю про другие компании. Посмотрим.
Кто-нибудь знает о российских компаниях, которые планируют принять участие?
Интересно, что по правилам участия, компании не могут рассказать, попали они в список 50 или нет до официального объявления результатов.
вторник, 24 июня 2008 г.
Неудачные стартапы
По просьбам телезрителей, пишу про одну из самых крупных неудач, которая произошла на глазах украинского хайтек комьюнити. Более того, много сотрудников этой компании читает этот блог и может откомментируют.
Речь идет о старатапе Sonopia. Сонопия был создана известным в Киеве предпринимателем из Силиконовой Долины Юхой Кристенстеном (он бывший СЕО Симбиана и бывший вицепрезидент по мобильным технологиям Майкрософта). Стартап обещал быть вируальным оператором мобильной связи. Центр разработки и бизнес девелопмента был в Киеве и через компанию прошло много талантливых и амбициозных программистов. Если я не ошибаюсь, то общие инвестиции в Сонопию составили от 15 до 20 миллионов долларов.
Подробно об этом можно почитать на Текранче – оттуда идут ссылки на разные материалы, очень интересное чтиво.
Для читателей обращу внимание на то, что в Силиконой Долине банкротство – это не трагедия (ну кроме личных переживаний фаундеров), важнее сделать анализ почему стартап упал и КАК. Если СЕО обанкротил компанию красиво и честно, то у него есть очень большие шансы поднять следующие следующий стартап, сколотить команду и получить финансирование.
Кому есть что сказать – велком в комментарии.
Интервью.
Новости стартапов
Новости стартапов
При перепечатке ссылка на блог обязательна :) это первый паблик анонс
Знавец друпала WANTED
Пишите на denny d0t do at гмыл дот ком
Новости стартапов
Первые версии сервиса будут доступны только для MS Outlook 2007
понедельник, 23 июня 2008 г.
Отчет о визите немецких, австрийских и швейцарских инвесторов
Вот отчет с блога Саши Демченко
Приглашение в Start-up Cafe
Получил такое приглашение. Не уверен, что пойду, но всем, тем, кто запускает стартапы настоятельно рекомендую. http://start-up-cafe.eventbrite.com/
Привет, друзья!
Хочу пригласить Вас на встречу в Start-up Cafe :) Это не открытие кафе, а своего рода one-time кафе... Для кого? С какой целью? В приложении - приглашение, где более детальная информация. Хотя, могу предположить, что все равно будут вопросы :) Сразу же скажу, что кафе не от бизнес-школы, нам там любезно предоставили аудиторию.
Я буду рада ответить на все вопросы в режиме он-лайн или же по мобильному телефону сегодня и начиная с понедельника (23.06), т.к. пару дней - без доступа к связи.
Буду рада видеть и, надеюсь, будет необычно :)
С уважением,
Censored By DD
+380хх ххххххх
p.s. Если кому-то из Ваших друзей такое мероприятие может потенциально быть любопытно, будем рады видеть. Основной критерий: неподдельный интерес :)
Встреча интернет предпринимателей в Киеве
Судя по вопросам, которые задавались, нашей культуре венчурного и тенологического предпринимательства еще расти и расти. Но приятно, что народ к этому тянется.
воскресенье, 22 июня 2008 г.
PodCast
Обратная связь.
Аналог Y-Combinator в Киеве
После появления клона Комбинатора в Питере и Москве подумал, а не провести ли аналогичную программу в Киеве. Тому есть несколько предпосылок:
- у нас уже появляются сильные проекты, которым нужна методическая и практическая помощь
- появились ангелы и инвесторы готовые вкладывать в стартапы
- иностранные предприниматели и инвесторы с удовольствием посещают Киев
Мне кажется, что если собрать недельную или двухнедельную программу, ориентированную на украинские команды стартапов (до 10 компаний), дать им методологическую помощь + дать возможность посоветоваться с инвесторами и предпринимателями, которые имеют опыт в венчурном бизнесе (кто лично, а кто в формате видеоконференции, конфколла или просто комментариев по мылу), + подключить реальных инвесторов, которые увидев изнутри сильный проект, могут заинтересоваться в инвестиции.
Идея здравая, как мне кажется и должна быть реализуема.
Если переживем осень, то после нового года организовать такое реально.
Готов принять мысли и пожелания.
SeedCamp CEE
А вот еще одна заметка о мероприятии. ЧИТАЕМ
---------------------------------------------------------------------------------------
Seedcamp Eastern Europe прошел в Киеве. Организаторы думают о создании в Восточной Европе события, аналогичного лондонскому сидкемпу
Сидкемп - это ежегодный лондонский конкурс стартапов, победители которого получают инвестиции в свои проекты. В этом году перед своим конкурсом в Лондоне Сидкемп решил организовать три отборочных конкурса, один из которых прошел в Киеве.Сайт события: http://seedcamp.com.ua/
Сайт "большого" сидкемпа: http://seedcamp.com/
- Итак, Вы провели тут два дня на Seedcamp Eastern Europe... Как ощущения?
- Думаю, это было потрясащее событиею Кто-то мне сказал, что это первое событие с таким количеством команд, которые презентовали свои проекты, - их было 20. Я слышала, что другие события собирали 3-4 команды, а у нас их было 20, это замечательно. Более 50 команд подали заявки на участие, и для встречи на эти два дня мы выбрали 20 из них. Действительно много технически очень сильных разработчиков и команд с очень интересными идеями...
- Ну а как у них с бизнес-навыками?
- Деловые навыки нужны, чтобы общаться, и чтобы находить пути превращения технологии в бизнес. Тут все технологии замечательные... Есть много компаний в Западной Европе, Великобритании с хорошими бизнес-идеями, но без технологии в основе них. А тут - примерно наоборот. И мы предоставляем им возможность найти кого-то, кто мог бы помочь им со стороны бизнеса.
- Ага, ясно. А какие у вас впечатления и прогноз по поводу бизнеса стартапов и венчурных компаний тут в Украине и Восточной Европе?
- Вообще, мне кажется, что мы полны энтузиазма по поводу того, что происходит в Восточной Европе. Каждый раз, когда я приезжаю в Польшу, сюда, - ну, хотя я не была во многих местах, - но есть реально сильные группы, работающие над крутыми новыми идеями, учащиеся в ВУЗах. Но вот чего им не хватает, - это я слышала тут, - это места, где они бы собирались. Но я думаю, что сегодня мы дали старт, и тут в эти два дня было много местных венчурных компаний, так что надеюсь, что все эти люди найдуться друг с другом.
- Что дальше Seedcamp планирует делать в Центральной и Восточной Европе?
- В этом году мы начали с местных событий. Мы думаем о возможности проведения отдельного Сидкемпа... вроде того, что мы делаем в Лондоне, - то есть отдельный Сидкемп в Центральной и Восточной Европе. Возможно, - это еще не точно.
- В Украине? Или где-то еще?
- Возможно! Я еще не знаю, нам еще надо... То, что важно, - это строить европейские компании, глобальные компании. Так, нам нравятся таланты в Центральной и Восточной Европе, но я бы говорила скорее обо всей Европе, чем о том или ином регионе. Речь идет о всей Европе, а не о чем-то отдельном.
О событии и победителях я написал пару слов на
http://demchenko.info/seedcamp-consider-…
Это мой новый (еще недоделаный :)) англоязычный блог о Восточной Европе, в том числе стартапах в ней.
АПД Видео с Ютьюба Хабр не берет, видео есть по предыдущей ссылке.
---------------------------------------------------------------------------------------
BlogCamp CEE '08
Идея, как и на конференции СВОД. Сначала мы соберем группу экспертов (от 30 до 50 человек) из Украины, России, Польши, Прибалтики, Европы и США (попробуем достать оба побережья). Которые отберут 10 проектов ТМТ тематики на конкурс. В ходе конференции, на Investors Day мы устроим презентацию 10 проектов (мы планируем сделать две группы Seed Stage StartUps – 50-150к инвестиций и Series A Startups – 500к-1м долларов требуемых инвестиций).В каждой группе будут по 5 компаний. Сейчас работаем над конфетой, которую вручим победителю. Презентация будет очная перед жури. Кто из экспертов сможет приехать, сейчас сказать трудно, но думаю, что 20 человек обеспечим. Да еще и перед презентацией придумаем две интересные панели.
суббота, 21 июня 2008 г.
Опыт стартапера-неудачника
Осторожно, нецензурные выражения встречаются. На самом деле очень жизненно
----------------------------------------------------------------------------
В июне 2007 я уволился с работы, чтобы сделать собственный проект. Прошел целый год, но только сейчас мне удалось сделать что-то стоящее - проект, за который не стыдно, и который уже начал приносить деньги.
Фактически, я был неудачником. Весь этот год я многократно наступал на огромные грабли, которые били очень больно. Здесь я хочу рассказать про пару основных выводов, которые мне удалось сделать - надеюсь, хоть кого-нибудь они смогут предостеречь от моих ошибок.
---------------------------------------------------------------------------
Продолжая дискуссию.
Вчера получил вот такой ответ на этот мой пост.
Для начала скажу, что приятно вести такую открытую дискуссию. В 9 из 10 случаев начала работы со стартапом все эти вопросы возникают. Теперь приятно иметь под рукой некие готовые вопросы и ответы на них. Надеюсь, что отправка к этой дискуссии сэкономит мне немало времени и, что самое главное, поможет сгладить углы в некоторых острых дискуссиях. За что огромное спасибо уважаемому мной оппоненту. Надеюсь, что он тоже не считает зря потраченным временем на эту дискуссию.
В любом венчурном проекте всегда есть противостояние прагматиков и романтиков. Как в споре рождается истина, так и в стартапе любой команде, которая рвется вперед на крыльях вдохновения необходим противовес части команды, которая говорит постоянно задает вопрос «show me the money». Вопрос в том, чтобы такая дискуссия не превращалась в противостояние. Именно это противостояние и является причиной большинства банкротств. Некоей гарантией, что такое не случиться может послужить изучение истории инвестиций сделанных инвестором и встречи с предпринимателями, которые с ним работали. Со стороны предпринимателя необходимо понимание принципов, которыми руководствуется венчурный капиталист.
Почему консультант, чаще всего, старается не быть
финансово заинтересованным в результате стартапа. Как я уже писал, что залог успеха стартапа в предпринимателе. Все решения принимает он. Нанимая сторонних консультантов он может как принимать их точку зрения, так и отвергать ее. Любое знакомство с инвестором несет личностные риски, и даже знакомство успешного предпринимателя и успешного инвестора не может гарантировать сделку.
С другой стороны, мы не должны забывать золотое правило венчурного бизнеса «pay or do», что значит «если ты хочеш иметь сток в стартапе ты должен инвестировать или работать в нем». Как только какой-то из участников перестает принимать участие в проекте, его доля начинает сжиматься. Теперь мы видим, что так как консультант привлекается на небольшой промежуток времени, то вероятность того, что его доля будет сохранять свою ценность очень низкая. Именно поэтому консультанты предпочитают брать деньги. Иногда они могут оформлять конвертируемый долг (я эту схему я описал здесь).
Предприниматель не может гарантировать такому консультанту сохраниение его доли, так как в стартапе принимает решение борд директоров и чем больше он привлек инвестиций, тем меньше весит его голос. В какой-то момент, такие решения (с моей точки зрения справедливые) о «высадке пассажиров» принимаются, несмотря на возражения предпринимателя. Это бизнес, рискованный бизнес, а значит тот, кто в данный момент не принимает участие в росте стоимости стартапа, имея сток, зарабатывает на том, что вся остальная команда вкалывает по 18 часов в сутки.
Это я постарался описать мотивацию внешних консультантов получать за работу деньги сейчас за свою работу.
Если мы посмотрим на работу по бизнес девелопменту, то обратим внимание, что консультант работает против себя. Чем лучше будет выглядеть стартап, чем сильнее в нем будет бизнес команда, тем раньше старатапу перестанут быть нужны услуги такого консультанта. Единственная роль такого консультанта возможна – это или представлять интересы не сильно искушенного предпринимателя на борде (или независимого члена совета директоров).
Теперь обратимся к роли евангелистов. Да, в крупных компаниях роль евангелистов очень важна. Действительно очень важно доносить до целевой аудитории компании все плюсы продвигаемой идеологии, тезнологии, продукта и так далее. Но наличие выделенных евангелистов характерно именно для крупных компаний. В стартапах сами сотрудники компании и есть евангелисты. Если они горят своей работой, то они всегда и всем рассказывают о том, чем они занимаются и так, как стартапы ориентированы именно на будущее, то их распирает от гордости за то, что они делают. Это значительно более важно, чем серьезные дядьки, на больших зарплатах, разъезжающие по конференциям и рассказывающие, насколько Microsoft SilverLigth круто.
Дело жизни или все на продажу.
Лично я искренне уважаю людей, которые занимаются делом всей жизни. Я видел таких людей не раз. Со многими я знаком больше 10 лет. Часть из них (правда небольшая) действительно передаст бизнес своим детям. Такие бизнесы обычно строятся в традиционных отраслях экономики. Хайтек – очень динамическая отрасль. Каждый день появляются новые компании, каждый день, кто-то кого-то покупает и продает. Быть уверенным, что ниша будет существовать всегда нельзя. А значит надо оперировать таймфремами оптимизируя прибыльность статапа. А значит, надо знать, когда, за сколько и кому продать стартап. Иначе можно пополнить список компаний, которые упустили свой шанс.
С другой стороны людям свойственна усталость и достижение результатов. Если ты предприниматель, то создав крупную компанию, ты превращаешься в функционера, что предпринимателю не свойственно. Проработав, как лошадь 3-5-7 лет, всегда хочется отдохнуть и получить плоды своей деятельности. Если компания строится, как дело жизни, то ее очень трудно продать. Добавим сюда, никто не отменял закон о цикле жизни компании. А это значит, что за расцветом компании всегда идет спад, и ты или потеряешь рынок или тебе надо переводить компанию на новый уровень. Ловушка без выхода и без гарантии, что твои дети смогу тянуть эту лямку.
Если мы посмотрим на логику инвестора, то увидим, что собирая фонд на 10 лет, он ограничен во времени, когда он должен получить доход на инвестицию. Таким образом, если он ориентируется на выход в 5-7 лет из проекта, то у него нет возможности вкладывать свои деньги, а значит время, опыт и связи в такой проект.
Все венчурные капиталисты заинтересованы в заработке на росте капитализации, а значит, в «венчурный» период жизни любой компании вся прибыть стартапа реинвестируется. Если мы посмотрим на историю всех хайтек компаний, то мы увидим, что девиденды на акции они начали приносить именно после окончания этого периода. Это связано именно с тем, что в данном случае очень важен долгосрочный рост стоимости компании, а не прибыль, которую она может дать.
Хочу предложить вывод из последних нескольких абзацев. Даже если вы строите дело все своей жизни, стройте его, оставляя небольшую калитку для выхода. Вы не знаете. Как повернется жизнь никто не знает.
пятница, 20 июня 2008 г.
Ответ на ответ Чемберлену.
Ответ Чемберлену читаем здесь
Оригинальное письмо Чемберлена здесь
В роли самого Чемберлена выступаю я
Продолжая дискуссию с одним из моих американских собеседников, хочу немного подумать о руководящей роли Партии. И поискать ответ на вопрос, а кто же в доме хозяин? Для меня вопрос уже понятен, но не все это понимают.
Итак в центре стартапа стоит предприниматель. Я уже пытался определить кто это такой здесь. Предприниматель – это человек, которые ищет рыночные возможности (market opportunities), монетизирует (зарабатывает деньги) их, несет риски и максимально делегирует не свойственные ему функции.
Часто слышу, что стартап поднимает «разработчик». Так часто пишут программисты, которые запускают свой собственный проект. При этом при детальном рассмотрении выясняется что отказываясь от названия предприниматель, они тем не менее отвечают вышеописанному определению.
Иногда встречается группа предпринимателей, но чаще стартап двигают один или два человека. Если больше, то риски не договориться в стратегических вопросах вырастают.
Предприниматель это человек, который строит компанию, которая может быть продана. А значит, он принимает и большинство решений. Он же собирает себе команду, которая ему ПОМОГАЕТ строить бизнес. Такая команда, может работать за зарплату, но чаще всего она надеется разделить с ним успех. Инвесторы в данном случае являются частью команды. Они так же заинтересованы в успехе, как и все остальные.
Обычно предприниматель подыскивает себе инвестора. При этом он принимает во внимание репутацию инвестора, опыт успешных инвестиций в данном сегменте и бекграунд. ОЧЕНЬ ВАЖНО найти личный контакт. Пара предприниматель-инвестор будут очень много общаться достаточно длительное время, и от успеха этого общения зависит успех проекта. Отсюда мы видим, что первый шаг должен делать именно предприниматель, после того, как он провел поиск среди инвесторов и остановился на ком-то определенном. После этого начинается знакомство с проектом и его командой, если все хорошо, то можно подойти к дюдилижанс. Но, если нет личного хорошего контакта, то сделка вероятнее всего не состоится.
А что мы видим консалтинговой составляющей. Предприниматель нашел у себя в компании, команде, своей компетенции пробел. У него стоит вопрос «принять человека в команду или нанять временного специалиста или консалтинговую компанию». Если он принимает решение о том, что надо искать помощи на стороне, он обычно запускает следующий алгоритм:
- описать проблему
- сформулировать задачу
- описать для себя человека или структуру, которая может с этой задачей справиться
- сделать поиск среди людей и компаний, которые когда-то решали подобные задача
- собрать отзывы от компаний, которые уже работали с претендентами
- получить предложение от кандидатов
- выбрать победителя
Немного больше расскажу о поиске отзывов. Во-первых, нельзя просить у кандидатов референс-лист. Венчурный рынок не такой большой, чтобы на нем не найти информации. Второе, всегда можно найти как негатив, так и позитив. Найдя такие отзывы надо их проанализировать. Желательно разобрать каждый кейс негатива (с позитивом все просто) и тогда искать баланс. Комапнии и люди, у которых путь был без темных пятен, не менее подозрительны, чем компании, у которых плохой трек рекордз. Итого, настоятельно рекомендуем изучить всесторонне кандидатов.
Теперь главный вопрос. Как договориться с кандидатом. Очень часто слышу пожелание, как к себе, так и к коллегам «а давайте работать от результата», т.е. когда вы заведете инвестора в компанию, тогда мы и расплатимся. А теперь подымаемся на несколько абзацев выше и сморим, кто принимает решение об обращении к инвестору, кто подписывает термшит, кто двигает бизнес? Какой консультант возьмет на себя риски, что предприниматель просто не сойдется характерами с инвестором?
В данном случае, априори считается, что предприниматель двигает бизнес. И если ему нужна помощь, то он отдает себе отчет в том, где именно и какая. В данном случае надо составить традиционный договор на консалтинговые услуги, результат которых четко параметризирован. Оплата такого договора – отдельный вопрос, не всегда у стартапа есть деньги (чаще всего нету). Но и тут возможны варианты.
Таким образом, мы видим, что задача предпринимателя построить вокруг себя экосистему, которая бы учитывала мотивы, бизнес-модели, жизненные приоритеты всех членов команды, таким образом, чтобы в ней вырос успешный, устойчивый бизнес.
четверг, 19 июня 2008 г.
Немного об интуиции (взято с анекдот ру)
ЗНАКИ
В первый год эмиграции я ходил совершенствовать свой английский в
Британское общество Нью-Йорка. Совершенно бесплатные (очень важно
тогда!) занятия проходили раз в неделю в роскошном особняке на 5-й авеню
напротив Центрального парка. Два добровольца-учителя разговаривали с
учениками один на один по часу каждый. Самым трудным было найти взаимно
интересную тему, чтобы продолжать ее из недели в неделю. В моих беседах
с Барри Гринфельдом, человеком очень пожилым и очень богатым, такой
темой стала биржа. Иногда он втолковывал мне азы торговли акциями,
иногда я просто тыкал в какую-нибудь компанию, а он как правило об этой
компании знал и давал подробный анализ шансов ее акций на повышение или
понижение. Воспользоваться его советами я не мог из-за полного
отсутствия денег, но было интересно. По крайней мере я выучил кучу
терминов, которые пригодились мне потом.
Я не сомневался, что Барри играет и сейчас, но он никогда не рассказывал
о своих удачах или неудачах. В конце концов я набрался нахальства и
спросил продолжает ли он использовать свои энциклопедические знания для
повышения своего же благосостояния, в смысле делает ли деньги на бирже.
- Все реже и реже, - ответил Барри.
- Почему?
- С годами я стал хуже угадывать знаки.
- А что такое знаки?
- Как бы это объяснить? - задумался мой собеседник, - существует
фундаментальная теорема, которую вкратце можно сформулировать так:
"Биржу невозможно обыгрывать долго". Для меня это означает, что научный
подход к рынку акций бесполезен и нужно искать какой-то другой. Иногда
окружающий мир дает мне подсказки, которые я и называю "знаками".
Увидеть и понять знаки трудно, но возможно. Впервые это получилось у
меня много лет назад и совершенно случайно.
Барри снова задумался и продолжил:
- После окончания колледжа я поселился в тихом и очень благополучном
городе Ньюарк в штате Нью-Джерси. Работал в Нью-Йорке в адвокатской
конторе. На работу ездил на пригородном поезде со станции на улице Брод.
Одним прохладным осенним утром я стоял на платформе, а несколько
железнодорожников рядом что-то громко обсуждали, то и дело показывая на
станционные башенные часы (можно посмотреть на
http://world.lib.ru/b/b_a/pictureweekly.shtml). Я прислушался.
Оказалось, что с некоторых пор часы ведут себя странно. Каждый день они
немного спешат или немного отстают. Часовщик утверждает, что они
исправны, и, тем не менее, сегодня часы умудрились отстать на целых
полчаса.
В тот же день случилось и нечто более важное: обрушился рынок акций и
началась Великая депрессия. В американскую историю 28 октября 1929 года
вошло как "черный понедельник".
По пути домой я увидел и понял самый важный знак в своей жизни: вспомнил
о часах и каким-то образом увязал отставание часов с биржевой крахом.
Наблюдая в течение месяца, убедился, что если часы утром спешат, акции в
этот день идут вверх. Если отстают, акции идут вниз. Я где только мог
наодалживал денег и начал играть на бирже. Через год я уволился с
работы, купил квартиру с видом на часы и бинокль. Еще через пять лет я
стал очень богатым человеком. Женился на красивой девушке, воспитывал
детей, вместе с семьей много путешествовал. В 1943 я записался в армию,
провел 3 года в Европе и вернулся в 1946. Проверил часы. Они шли
совершенно точно, но меня это не огорчило так как нужды в деньгах я не
испытывал.
- А были еще знаки?
- Да, были, но поскромнее. Например, в самом начале сентября 1985 года
мне приснилась моя покойная мама. Она сказала: - Сынок, со своей шиксой
ты забыл все еврейские праздники. Скоро Рош Ха-Шана, еврейский Новый
год, не забудь купить яблоки и мед. – Я проснулся растроганный, вспомнил
как мама наливала немного меда в блюдечко и мы макали туда яблоки. Купил
и то и другое. А заодно приобрел акции Apple и Honeywell в соотношении
10:1. Через два года, в сентябре 1987, мама приснилась мне снова. Она
сказала: - Сынок, скоро Йом-Кипур, день искупления. В этот день умные
люди отказываются от своих обетов.- Я продал акции, а через неделю рынок
в очередной раз обрушился. На Apple я заработал 1400%, на Honeywell я
немного потерял, но без этого не бывает.
- А, интересно, какой был самый последний знак, если не секрет?
- Самый последний знак это Вы. На акциях, которые Вы предлагаете мне на
наших занятиях для анализа, я зарабатываю в среднем 4% в неделю.
понедельник, 16 июня 2008 г.
"Не думал, что мне придётся возвращаться к стартаповской тематике, начатой «Кривыми зеркалами бизнес-плана», и к своим ... «Чайникам с идеями». Подвиг же меня вернуться к «чайниками» один материал, недавно появившийся в хабравских Стартапах.
Я даже не захотел сначала читать эту статью, наткнувшись на вступительное предупреждение автора, что всё сказанное в ней предназначено только для начинающих предпринимателей. Однако затем попытался влезть в шкуру этих бизнес – неофитов и всё-таки осилил довольно длинный текст. Если отбросить принципиальное нежелание автора использовать русскую терминологию, материал оказался не таким уж плохим и как вступление в проблему «С чего начинать продвигать свой стартаповских проект» вполне приемлемым.
Конечно, как утверждает автор, нужно начинать с проработки бизнес-модели и других маркетинго-экономических разделов бизнес-плана. Нельзя также не согласиться с автором, что без помощи того, кого он называет бизнес-девелопером (а я пока обобщенно буду называть бизнес-экспертом) сделать это, пожалуй, будет трудновато. Осталось только несколько практических вопросов:
1. чего можно ожидать от бизнес-экспертом?
2. как выбрать «хорошего» бизнес-эксперта?
3. сколько придётся за его труд заплатить? "
Чуть позже я попробую ответить на эту статью. Автор все написал более, чем правильно. за исключением пары очень существенных мелочей. О которых я на днях попробую написать.
А пока отмечу, что в предложении " Кто поможет из идеи сделать бизнес?" ключевым словом есть слово ПОМОЖЕТ. Бизнес делает предприниматель. А все остальные (инвесторы, программисты, маркетологи, консультанты, брокеры и другие) просто стоят рядом и пытаются присосаться к телу такого предпринимателя, далеко не всегда добросовестно выполняя свои функции.
Как искать всех, кто может помочь делать бизнес, я расскажу позже. Сейчас к сожалению нету времени.
Ваш
ДД
вторник, 10 июня 2008 г.
Бизнес девелопмент в стартапах
Предупреждение 1. Заранее прошу прощения у поборников русского языка за использование английских слов. Большинство из них есть стандарты в этом бизнесе, и, будучи, переведенными на русский язык искажают (или делают непонятным или трудным для понимания) текст статьи (смотри здесь). Если будут вопросы по терминологии, я отвечу в комментариях. Так же прошу прощения за очепятки – времени не так много и что спелчекер не поймал, все попало в последнюю редакцию.
Предупреждение 2. Статья ориентирована на предпринимателей, которые строят стартап на продажу в перспективе и планируют собрать сильную команду и привлечь инвестора. Предприниматели, которые строят небольшие стартапы на коленке или видят в стартапе «дело всей своей жизни» могут смело не читать дальше.
Предупреждение 3. Я постарался написать статью, которая была бы интересна и начинающим предпринимателям, поэтому прошу прощения у опытных предпринимателей, для которых многие вещи будут банальные. С другой стороны, я с удовольствием увидел бы в комментариях дополнения к этой статье.
Таким образом, мы видим, что цикл жизни стартапа составляет обычно от года до 7 и зависит от масштабности проекта, поставленных целей, рынков, на которых работает стартап, цикличности экономики.
Традиционно предприниматели стараются привлечь деньги у венчурных инвесторов. В венчурном бизнесе опыт и связи инвестора ценятся значительно выше, чем сами деньги. Об этом мы поговорим ниже.
Кто же такой предприниматель. Я предлагаю следующее определение:
Предприниматель – это человек, которые ищет рыночные возможности (market opportunities), монетизирует (зарабатывает деньги) их, несет риски и максимально делегирует не свойственные ему функции.
Хотелось бы отдельно остановиться на том, чем идея отличается от market opportunity. Чаще всего хорошая идея приходит человеку, который имеет большой опыт работы в какой-либо области и в какой-то момент он придумывает что-то, что кардинальным образом отличается от того что существует на рынке. Обычно, такие идеи приходят инженерам или
разработчикам. Market Opportunity приходит из глубокого понимания рынка человеку, который хорошо знает эти рынки, потребности клиентов на этом рынке, недостатки игроков. Как показывает практика, львиная доля успешных проектов рождается именно из market opportunities. Превращение идеи в успешный, с финансовой точки зрения, стартап все-таки дело случая.
Если мы определились с тем, что мы строим системно компанию, то независимо от того, привлекаем мы деньги инвестора или развиваем стартап самостоятельно, предпринимателю надо сделать определенные вещи, которые, во-первых, увеличат уверенность в том, что стартап станет успешной компанией, а во-вторых, будет легко продан, по тому, что его бизнес-процессы, внутренняя управленческая и бизнес-структура прозрачна и понятна.
Отдельно хочу обратить внимание на то, что даже в том случае, если предприниматель решил не привлекать деньги со стороны, ему настоятельно рекомендуется пройти определенные шаги. Дело в том, что инвестиции – это не только деньги. Предприниматель инвестирует свое время, а время – невосполнимый ресурс. Если проект не складывается, 2-3 года, которые потрачены на проект, никто не вернет. Ключевые сотрудники, которые имеют долю в проекте, будут работать эффективнее в
случае если они будут видеть примерно когда, за сколько кому и почему будет продана компания. Если в этом случае риски небольшие и управляемые, то предприниматель может хорошо сэкономить на зарплатах таких сотрудников.
Таким образом, до того, как принять решение создать стартап предприниматель должен проделать некоторую работу, которая уже является бизнес-деволпментом (business development, развитие бизнеса).
1. Изучить рынки. Рынки характеризуются всего несколькими параметрами: годовой оборот, рентабельность, количество продавцов, количество потребителей (желательно с сегментированием), годовой прирост за последние несколько лет и прогнозы на несколько лет вперед. Очень хорошо, когда есть глобальная рыночная проблема, которая тормозит развитие этого рынка, при решении которого рост рынка увеличиться резко (допустим с 3-4% в год до 20-30%)
2. Изучить конкурентов. Начать изучение конкурентов надо с изучения продуктов конкурентов. Надо составить список ключевых параметров продуктов и сравнить конкурентов именно в срезе таких параметров. Таким образом, всегда можно увидеть недостатки и высчитать комбинация каких параметров будет воспринята рынком положительно. После этого, сравнить продукты конкурентов с тем, что планирует сделать предприниматель и попытаться предположить, какую долю рынка он может
занять и в какой период. Если предприниматель пишет, что у него конкурентов нет, значит, он их просто не видит. Если есть потребность, значит люди, каким-то образом ее удовлетворяют.
3. Интеллектуальная собственность. Защита любого стартапа от конкурентов строиться на защите интеллектуальной собственность. Если мы считаем, что наш стартап высоко технологический, то любую инновацию надо защитить. Защитить можно двумя основными способами или их комбинацией. Первый – это получение патента (об этом можно писать очень много), второй - ноу хау (Know How), это когда любой человек теоретически может повторить технологию, но это требует или специфических знаний, или больших инвестиций, или много времени на разработку. Поверьте, что если предприниматель угадал с рынком и продуктом, то конкуренты постараются очень быстро отреагировать на это. Последний вариант это «ракета». Ракета, это не что иное, как экспонента в росте. Посмотрите на график роста такого проекта, и станет все ясно. Когда конкуренты увидят, что проект развивается очень быстро, то с момента принятия решения о запуске аналогичного проекта, до его запуска. Первый проект уже не остановить + база не охваченных потенциальных пользователей все время уменьшается. А переманивать пользователей у другой компании всегда дороже. Таким образом, если мы видем рынок в 1 млн. пользователей, у компании-пионера есть 50к
пользователей и она стабильно увеличивает это количество в полтора раза каждый месяц, то при временных затратах в 6 месяцев для запуска конкурирующего продукта, даже с условно неограниченным бюджетом у конкурентов просто нет шансов. До запуска стартапа надо четко видеть,
какую из схем будет использовать стартап. Прикинуть какая будет IP Startegy в старпапе (как будет создаваться и защищаться интеллектуальная собственность).
4. Описать наших клиентов. Для того, чтобы удачно спозиционироваться всегда надо знать кто будет пользоваться нашим продуктом. Для этого надо четко сегментировать целевую аудиторию и выбрать один или несколько сегментов, которые очень быстро откликнуться на предложение. Сделать это всегда сложно. Одна из любимых ошибок предпринимателей – создание продукта, одинаково привлекательного всем, попытка охватить максимально широкие пласты целевой аудитории (обычно в каждом сегменте сидит сильный конкурент, и если бороться сразу с несколькими конкурентами, то приходится воевать на несколько флангов, значительно проще начать с небольшого сегмента, где нет прямых конкурентов, или слабые конкуренты и оттуда начинать наступление)
5. Бизнес модель. Эту темя я попытался раскрыть в статье
6. Просчитать затраты. Надо предположить приблизительно, сколько будет стоить создать продукт, развернуть производство или площадку по предоставлению сервисов, построить компанию. Как показывает практика, чтобы из теоритической цифры получить практическую, надо ее умножить на 2, а то и на 3.
7. Просчитать планируемые доходы. Если мы изучили рынки, то мы знаем годовой объем рынков. Зная продукты конкурентов и наш продукт со всеми его конкурентными преимуществами, мы можем предположить динамику роста нашей рыночной доли, а значит и доход.
8. Команда. На этапе планирования надо если не договориться, то хотя бы предположить, кто мог бы составить костяк команды. Обычно в команду нужны люди, которые смогли бы закрыть следующие функции – разработка продукта (СТО), маркетинг (СМО), Product developmet, продажи (VP of Sale) и финансы (CFO). Для старта нет необходимости набирать всех, но должны быть люди, которые закрывают эти вопросы. CFO можно брать на неполную ставку, а то и вообще аутсорсить эту функцию. Сам предприниматель обычно исполняет роль СЕО или президента.
Первый этап закончен. Когда собрана информация предпримниматель принимает решение о запуске проекта.
И первым пунктов на повестке дня должна стоять стратегия. Для выработки стратегии первым делом надо поставить цель. Что мы хотим?
Пример 1:
Мы хотим продаться через пять лет за 100м долларов. Для того, чтобы продаться за такие деньги, нам надо иметь оборот, как минимум 40м долларов в год. Это значит, что нам надо занять 20% рынка, на котором работают 5 крупных игроков, 20 средних и сотня мелких.
Пример 2. Мы хотим собрать базу пользователей, которая и будет нашим основным активом и продать ее компании Х, за 20 долларов с носа. Потенциально мы можем набрать 10м таких пользователей.
Пример 3. Мы придумали технологию, которая при использовании в мобильных телефонах будет очень нужна пользователям. Мы хотим иметь по 10 центов с каждого проданного телефона с этой технологией и считаем,что мы можем захватить 40% рынка телефонов (330 млн в год).Наш годовой доход составит 12 млн долларов, и мы считаем,что Эриксон нас сможет купить за 30 млн долларов.
План подостижению этих результатов и есть стратегия. Стратегия может предполагать, как прямые продажи, так и работу через партнеров. В случае с социальными сетями, участники социальной сети (обычно) не могут генерировать большие денежные потоки, а значит, надо продумать, как продавать рекламу или другие сервисы третьим компаниям.
Когда стратегия выработана, надо садиться за бизнес-план. Бизнес план – это развернутая во времени бизнес модель, наложенная на план затрат компании. Таким образом, появляются прогнозы по прибылям и убыткам.
ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ, ЧТО EXECUTIVE SUMMARY, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНВЕСТОРА И БИЗНЕС-ПЛАН ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ОТРАЖЕНИЕ ПОНИМАНИЯ БИЗНЕСА И ГРАМОТНОЙ СТРАТЕГИИ. Фраза «я сейчас быстро напишу бизнес-план» в данном контексте просто не имеет смысла. Инвестор никогда не принимает решения на основе формальных документов, а всегда пытается ответить себе на вопрос «сможет ли этот предприниматель построить этот бизнес»
В рамках реализации стратегии, надо всегда ставить мейлстоуны, флажки.
Это точки по которым контролируется выполнение бизнес плана.
Пример таких флажков:
Декабрь 2008 года - запуск бетты
Март 2009 - получением первых тестовых заказов
Июль 2009 – выход на доход в 10к долларов в месяц
Август 2009 – заключение первого дистрибьюторского соглашения, которое
обеспечит чистый доход в 50к в год
Сентябрь 2009 – открыть офис в Брюсселе
Учитывая особенности стартапа, понимаем, что бизнес-план и стратегия это не догма. Мы идем по неизведанному пути и сила стартапа в его гибкости. Но не надо, чтобы такая гибкость превращалась в шараханье из стороны в сторону.
На этапе старта проекта наряду с выработкой стратегии перед предпринимателем становятся такие задачи по развитию бизнеса:
- собрать команду
- принять решение о форме собственности компании и юрисдикции, где она будет зарегистрирована
- принять решение, какие задачи будут решаться внутри компании, а какие будут аутсорситься
- защитить интеллектуальную собственность
- если надо, то начать переговоры с инвесторами
- начать контактировать с потенциальными ключевыми клиентами, чтобы изучить ихпотребности
- попытаться наладить диалог с экспертами в отрасли
На этапе запуска продукта предприниматель должен
- искать партнеров, которые могли бы стать дополнительными каналами продаж
- лично участвовать в сделках с ключевыми клиентами (это не обязательно большой контракт, но не секрет, что любая продажа в компанию из Fortune500 повышает доверие среди мелких клиентов, и если предпринимателю удастся сделать продажу в IBM, то вес компании и продукта в глазах более мелких потребителей возрастет многократно)
На этапе роста компании предприниматель должен
- следить за развитием команды. Не секрет, что в быстрорастущей компании не всегда рост квалификации персонала успевает за теми задачами, которые приходится решать. А значит, надо или повышать квалификацию сотрудников или дополнять команду или заменять сотрудников более квалифицированными.
- понемногу внедрять корпоративные правила игры, гибкость и быстрота в принятии решений хороши, когда в компании работают 10 человек, но не 100. Тогда это неконтролируемый хаос.
К сожалению, большинство наших (из бывшего СССР) предпринимателей не предполагают, что придется сталкиваться с решением таких задач. Отсюда я вижу две стандартных реакции на развитие ситуации. Первая - это опущенные руки. В интернете есть много материалов, как строить и развивать стартапы и оттуда можно почерпнуть очень много. Вторая – я самый умный, у меня гениальная идея, она сама себе пробьет дорогу в жизнь. Это самый плохой вариант, при нем много людей, которые причастны к стартапу дружным шагом идут к пропасти. Результат – потраченное время, деньги, испорченная репутация.
Очень мало начинающих предпринимателей (даже с большим менеджерским опытом) способны сделать все самостоятельно. Обычно, все-таки нужна помощь.
Что делают предприниматели, которые с одной стороны хотят построить стартап, но при этом отдают себе отчет в том, что его опыта явно мало, чтобы поднять такой проект.
Есть несколько путей
1. Собрать команду, которая перекроет те пробелы в опыте предпринимателя, которые он в себе нашел.
2. Подключить компанию, которая занимается помощью в бизнес-девелопменте для стартапов. Как показывает практика, такая компания уже работала с несколькими стартапами, сотрудники компании имеют достаточный опыт
3. Пустить правильного инвестора. Как я писал, в венчурном бизнесе у деньги инвестора не самый его ценный актив. Серьезный инвестор обладает знаниями, опытом и связями, которые он прикладывает вместе со своими инвестициями.
Отдельно я хотел бы предупредить о том, что всегда надо отделять стороннего бизнес-девелопера от упаковщика. Бизнес-девелопер всегда активно помогает компании строить бизнес. Упаковщики лишь готовят требуемые документы на основании тех данных, которые предприниматель
предоставляет. Всегда надо отделять стороннего бизнес-девелопера от инвестиционного брокера, который просто «продает» проект инвестору, зарабатывая себе комиссионные.
Буду рад получить отзывы, другие мои статьи можно почитать здесь