пятница, 20 июня 2008 г.

Ответ на ответ Чемберлену.

Ответ Чемберлену читаем здесь

Оригинальное письмо Чемберлена здесь

В роли самого Чемберлена выступаю я

 

Продолжая дискуссию с одним из моих американских собеседников, хочу немного подумать о руководящей роли Партии. И поискать ответ на вопрос, а кто же в доме хозяин? Для меня вопрос уже понятен, но не все это понимают.

 

Итак в центре стартапа стоит предприниматель. Я уже пытался определить кто это такой здесь. Предприниматель – это человек, которые ищет рыночные возможности (market opportunities), монетизирует (зарабатывает деньги) их, несет риски и максимально делегирует не свойственные ему функции.

 

Часто слышу, что стартап поднимает «разработчик». Так часто пишут программисты, которые запускают свой собственный проект. При этом при детальном рассмотрении выясняется что отказываясь от названия предприниматель, они тем не менее отвечают вышеописанному определению.

 

Иногда встречается группа предпринимателей, но чаще стартап двигают один или два человека. Если больше, то риски не договориться в стратегических вопросах вырастают.

 

Предприниматель это человек, который строит компанию, которая может быть продана. А значит, он принимает и большинство решений. Он же собирает себе команду, которая ему ПОМОГАЕТ строить бизнес. Такая команда, может работать за зарплату, но чаще всего она надеется разделить с ним успех. Инвесторы в данном случае являются частью команды. Они так же заинтересованы в успехе, как и все остальные.

 

Обычно предприниматель подыскивает себе инвестора. При этом он принимает во внимание репутацию инвестора, опыт успешных инвестиций в данном сегменте и бекграунд. ОЧЕНЬ ВАЖНО найти личный контакт. Пара предприниматель-инвестор будут очень много общаться достаточно длительное время, и от успеха этого общения зависит успех проекта. Отсюда мы видим, что первый шаг должен делать именно предприниматель, после того, как он провел поиск среди инвесторов и остановился на ком-то определенном. После этого начинается знакомство с проектом и его командой, если все хорошо, то можно подойти к дюдилижанс. Но, если нет личного хорошего контакта, то сделка вероятнее всего не состоится.

 

А что мы видим консалтинговой составляющей. Предприниматель нашел у себя в компании, команде, своей компетенции пробел. У него стоит вопрос «принять человека в команду или нанять временного специалиста или консалтинговую компанию». Если он принимает решение о том, что надо искать помощи на стороне, он обычно запускает следующий алгоритм:

- описать проблему

- сформулировать задачу

- описать для себя человека или структуру, которая может с этой задачей справиться

- сделать поиск среди людей и компаний, которые когда-то решали подобные задача

- собрать отзывы от компаний, которые уже работали с претендентами

- получить предложение от кандидатов

- выбрать победителя

 

Немного больше расскажу о поиске отзывов. Во-первых, нельзя просить у кандидатов референс-лист. Венчурный рынок не такой большой, чтобы на нем не найти информации. Второе, всегда можно найти как негатив, так и позитив. Найдя такие отзывы надо их проанализировать. Желательно разобрать каждый кейс негатива (с позитивом все просто) и тогда искать баланс. Комапнии и люди, у которых путь был без темных пятен, не менее подозрительны, чем компании,  у которых плохой трек рекордз. Итого, настоятельно рекомендуем изучить всесторонне кандидатов.

 

Теперь главный вопрос. Как договориться с кандидатом. Очень часто слышу пожелание, как к себе, так и к коллегам «а давайте работать от результата», т.е. когда вы заведете инвестора в компанию, тогда мы и расплатимся. А теперь подымаемся на несколько абзацев выше и сморим, кто принимает решение об обращении к инвестору, кто подписывает термшит, кто двигает бизнес? Какой консультант возьмет на себя риски, что предприниматель просто не сойдется характерами с инвестором?

 

В данном случае, априори считается, что предприниматель двигает бизнес. И если ему нужна помощь, то он отдает себе отчет в том, где именно и какая. В данном случае надо составить традиционный договор на консалтинговые услуги, результат которых четко параметризирован. Оплата такого договора – отдельный вопрос, не всегда у стартапа есть деньги (чаще всего нету). Но и тут возможны варианты.

 

Таким образом, мы видим, что задача предпринимателя построить вокруг себя экосистему, которая бы учитывала мотивы, бизнес-модели, жизненные приоритеты всех членов команды, таким образом, чтобы в ней вырос успешный, устойчивый бизнес.

Комментариев нет:

Отправить комментарий