"Будет много букав"Введение: данный пост не рекомендуется к прочтению фанатам Apple, лицам, не прочитавшим книгу "Дилемма Инноватора" и людям со слабой психикой. Спасибо за понимание!
На выходных у меня был интерtсный конколл с коллегами из Долины, из общения с которыми у меня появился пост (http://dennydov.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html), за который меня заплевали, но на самом деле все так и идет.
В ходе двух разговоров мы уже после решения всех вопросов затронули тему Эпла и будущего. И мы пришли к очень интересному выводу:
Эпл в рамках своего продукта исчерпал свою инновационность - вылетел из коридора потребностей.
iPhone 5 был вершиной линейки. Большинство функций, которые были в нем доведены до совершенства и инновации надо двигать немного в другом направлении. Более того, компания сейчас воюет сразу на двух фронтах (софт и железо) по двум направлениям (направления iPhone и iPad) с двумя разными армиями, которые между собой сотрудничают.
Первый фронт - это борьба с Гугл. На этом фронте есть два направления удара. Первое направления - это операционная система. Тут обоим компаниям удалось распозиционироваться. Эпл делает ставку на качество, дизайн и юзабилити, жестко ограничивая функциональность. А Гугл делает продукт очень гибкий легко выпуская "сырые" версии, смело экспериментируя с функционалом и дизайном. Кто выигрывает в этой войне трудно сказать, смотря, кто какие цели преследует. Как я писал раньше - Эпл - нишевая компания и ее нормальное положение иметь 10-20% на рынке, где доминирует другой игрок и какие бы усилия не делала компания, рынок пытается вернуться в равновесное состояние. И если раньше организм хозяина
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC), на котором паразитировал Эпл был Майкрософт, то в связи с тем, что Майкрософт серьезно потерял позиции, вполне естественно, что Эпл поменял хозяина на более сильного. С другой стороны, нишевые проекты чаще всего отличаются высокой лояльностью потребителя, которой, правда, нельзя злоупотреблять. А теперь главное. Если смотреть на ситуацию на рынке сквозь книжку Дилемма Инноватора (http://www.ozon.ru/context/detail/id/1936823/), то мы поймем, что Эпл вылетел за пределы коридора потребителя, большинство инноваций, которые предлагает Эпл - это поддерживающие инновации, а не прорывные. У Гугла - наоборот, свобода производителей устройств на Андроиде позволяет им экспериментировать с линейкой устройств, позволяет им нащупать инновацию, которая действительно взорвет рынок. Как показала практика одну из таких инноваций уже нашли - это размер экрана. Ад для разработчиков, дал возможность нащупать поле, в котором можно конкурировать с Эпл. Что собственно и произошло. Для пользователей Андроид 3.5" есть неприемлемый размер экрана. Но при этом у Андроида и Эпла в операционной системе есть другие пулы показателей - это количество пользователей и ARPU. В этой плоскости Эпл начал проигрывать. Как показали исследования, да и опыт работы с проектами, если у вас бесплатное приложение, то при прочих равных платформа Андроид дает в 2-3 раза больше установок. А при более низкой цене продажи приложения соизмеримые денежные потоки для обоих платформ. Это привело к тому, что большинство паблишеров приложений платформа Андроид становится приоритетной (я видел макофила, который рвал на себе волосы, потому, что он хочет выпустить приложение для iOS раньше, но анализ ситуации подсказывает, что надо делать под Андроид и только через пару месяцев ресурсы перенаправлять на iOS - еще год-два назад такая ситуация была просто невозможной).
Давайте посмотрим теперь на пул сервисов. Если мы отойдем от продажи музыки, где Эпл чемпион, то увидим, что Гугл умеет зарабатывать на сервисах, которые глубоко интегрированы в Андроид. Кроме того, что эти сервисы дают дополнительные возможности для платформы и поднимают ее ценность в газах пользователей, они приносят дополнительный денежный поток. Эпл пока не сильно успешна в этом направлении - у нее монетизация через рекламу ее не реализована на достаточном уровне, а у Гугла - это основной источник дохода. На данный момент Эпл проиграла по всем фронтам Гуглу в направлении развития таких сервисов. Характерный пример - карты. Продукт вышел сырым, компания не тушила пожар в области общественного мнения, но главное, если в других плоскостях все компании догоняли Эпл, то в области карт (как и других сервисов) Эпл пришлось догонять. При этом они не имели достаточный ресурсов (тут я поясню, Гугл занимается картографией уже больше 5 лет, у нее наработана экспертиза в этой области, большое количество людей, которые работают в этом направлении, а главное, что качество карт улучшается самими пользователями и по информации, доступно мне активность пользователей Андроид в разы выше, чем у iOS в области краудсорсинга, кроме того Гугл вытаскивает много геоданных из устройств пользователей Андроид, а главное умело делает датамайнинг и использует эти данные в смежных сервисях - с чего имеет хороший гешефт на рекламодателях) для того, чтобы сделать продукт “приемлемого” качества для аудитории в которой сама компания и воспитала этот культ качества. Ловушка? Да.
К чему это ведет. А к тому, что Гугл выиграет войну за кешфлоу. Смотрите, в обозримом будущем Гугл обойдет Эпл в количестве денег, которые генерируют пользователи, покупая приложения - это факт (даже если ARPU не уровняется, то за счет большего количества пользователей), рано или поздно, музыка у Андроида будет продаваться хорошо, ну и side monetization (через рекламу будет приносить Гуглу на порядок больше денег).
Давайте немного поговорим о продаже музыки (благо я только что вернулся с конференции по интеллектуальной собственности). Я (и не только я) убежден, что в области музыки и видео будут большие изменения. Рано или поздно традиционный подход к копирайту и дистрибуции цифрового контента поменяется. А это значит, что начнут работать другие схемы монетизации (рекламные модели, пожертвование или что-то другое, никто не может сказать). Но в любом случае, как с идеологической стороны, так и с инфраструктурной у Гугла есть преимущество. В отличие от Эпла он готов к экспериментам и в случае удачи он готов разворачивать новую инфраструктуру быстро.
Второй фронт войны - война с производителями железа. Эта война “один против всех”.
Более того, я рассматриваю это как войну против рынка. Андроид состоялся. Он показал, что он будет доминировать. Эпл выходит за пределы своей ниши и каждый следующий шаг на удержание доли (я не говорю про расширение) будет тяжел и дорог. В этом направлении у Эпла нет союзников (доходит до того, что Эпл воюет со своим главным поставщиком железа). Это не просто война против рынка. Посморим, что происходит: Эпл строит вертикально интегрированную компанию. Что это значит? Это значит, что Эпл хочет производить и разрабатывать все ключевые Элементы своего железа. Какой бы богатой компания не была, она не сможет инвестировать в разработку чипов столько денег, сколько весь остальной рынок. А это значит, что потеря преимущества в инновациях - вопрос времени. Рано или поздно NVIDIA и Intel, я не говорю про других производителей, обойдут Эпл в своих продуктах.
Самсунг лидер рынка не потому, что он лучше Эпла, а потому, что он лучший производитель устройств на операционке Андроид. И если Эпл затопчет Самсунг в Американском суде, то Самсунг затопчет Эпл за пределами штатов. Более того, если вдруг Самсунг уйдет с рынка (гипотетически, ведь никто не рассматривал 5 лет назад возможность ухода с рынка Нокии), на смену ему придет другой производитеть (вспоминаем “ибо их легион”, “свято место пусто не бывает”).
А теперь вернемся к книжке Дилемма Инноватора. Эпл вышла за границы верхнего диапазона потребностей рынка в инновациях на текущем уровне. Дальше у ее продуктов идут только поддерживающие инновации (важные, но не особо нужные), тогда как конкуренты уже нащупали поле более простых и востребованных инноваций (например диагональ дисплея) и открытость Андроида позволяет эффективно искать другие прорывные инновации. Рано или поздно, найдется еще одна инновация, которую Эпл прозевает, а рынок будет развивать.
Отдельно хочу сказать, что мало кто обратил внимание, но тем не менее есть мнение, к которому я буду очень внимательно относиться, что 64 битный процессор в “айфон5эскакдоллар” это заявка в парадигме “одно портативное носимой устройство - много разных экранов” (вот одна из статей на русском http://ko.com.ua/nemalenkij_tekst_vnezapno_o_iphone_5s_inzhenerii_i_64-bitovyh_smartfonah_88089). Если Эпл думает в этом направлении, то это будет еще один прорыв в стиле iPad. И если эта стратегия вынашивалась давно, то противовтоять ей будет трудно. Основная проблема этой стратегии - невозможность партнериться с другим компаниями, если ты хочешь иметь возможность подключать свое устройство к любым дисплеям, то покупать дисплеи от Эпл, которые overpriced, будет невыгодно, а значит Гугл, который умеет создавать вокруг своих продуктов железячную экосистему с конкуренцией внутри будет иметь преимущество и задвинет Эпл внутрь своей же ниши.
Как резюме скажу:
Нельзя продавать продукт с концепцией Роллс Ройса на массовый рынок.
Все, можете кидать тапками.
Было интересно!
ОтветитьУдалить"кроме того эпл вытаскивает много геоданных из устройств пользователей Андроид" - видимо, не эпл, а гугл
ОтветитьУдалитьОтлично.
ОтветитьУдалитьПо поводу «много экранов» — а как же эпл тв? Приставка идет мостом между экосистемой и всеми девайсами (экранами) в доме. Just 99$
ОтветитьУдалитьWindows phone и Nokia тоже не нужно списывать, набирают обороты, Microsoft пробует развивать экосистему. По железу там все в порядке, компания с традициями. В плане ОС хороший шанс занять нишу бизнес-фонов с интеграцией в их продукты. Хорошая ценовая дифференциация
ОтветитьУдалитьМогу сказать, как человек, который свичнулся с iPhone на Windows Phone: моих личных/бизнес потребностей система покрывает на 99%. При этом понятие экосистемы и единства интерфейса есть, в отличие от того-же Андроида.
ОтветитьУдалитьОфлайн карты Here недавно очень помогли на отдыхе в Ялте - здесь M$+Nokia очень сильны на текущий момент
Экосистема у MS растет очень быстрыми темпами, особенно виден прогресс в Windows 8.1, которая с моей точки зрения лучше приспособлена для ежедневного и типичного использования на ПЛАНШЕТАХ, чем iOS и Android (достаточно посмотреть на первые планшеты на базе Intel Bay Trail, особенно на Asus T100 за $350). Собственно - M$ бьет по планшетному бизнесу Apple очень сильно. за такие деньги вы не купите iPad с полноценной клавиатурой.
http://www.computerra.ru/83509/stiv-balmer-priznal-chto-u-microsoft-prakticheski-net-doli-na-ryinke-mobilnyih-ustroystv/
ОтветитьУдалитьНа встрече финансовых аналитиков Стив Балмер, (всё ещё) исполнительный директор Microsoft, очень реалистично отозвался о положении дел на рынке. «Мобильные устройства. У нас на этом рынке практически нет доли», — признал он, стоя на сцене. При этом он заметил, что сам не знает, радостный это факт или нет.
У windows phone на данный момент очень низкий ценовой порог входа. При этом даже на самой дешевой 520-й Люмии пользователь получает ось без лагов Андроида (если мы говорим о бюджетных устройствах) + отличнейшие бесплатный оффлайн карты.
ОтветитьУдалитьПлюс полную интеграцию с Виндой.
Перешёл на винфон с Андроида. Софта стало намного больше да и в целом система для тех, кому нужно работать, а не "лизать иконки".
А Эппл да, подзадержались с выходом ОС с векторным интерфейсом, отсюда и проблемы у первых МБП и то, что разрешение девайсов х2 (320х480 -> 640x960, 1024x768 -> 2048x1536). Но я уверен, что 6-й айфон будет с экраном больше 4". И скорее всего с какой-нибудь IGZO панелью с минимальным рамками вокруг и с более крутым аккумулятором.
Стоит Эппл побороть такие ключевые вещи как размер экрана и время автономной работы - их телефоны снова будут грести лопатами.
посмотрел демку айфона 5s - думаю перейти на андроид, уже давно думаю...
ОтветитьУдалитьМнога букаф, не асилил, но прочитав вот это: "Рано или поздно NVIDIA и Intel, я не говорю про других производителей, обойдут Эпл в своих продуктах. Самсунг лидер рынка" - разразился гомерическим хохотом. Спасибо, рассмешили.
ОтветитьУдалить"Рано или поздно традиционный подход к копирайту и дистрибуции цифрового контента поменяется. "
ОтветитьУдалитьОн уже поменялся. И єто сделала Эппл, на чем и зарабатывает неимоверные деньги.
Прочитав этот пост, лично у меня появился лишь один комментарий к этой тенденции развития мобильных устройств.. Все они не стоят и ломанного гроша, если не в состоянии обеспечить стабильную работу основных на сегодняшний день бизнес-потребностей: гарантированная голосовая, а желательно и видео связь, электронная почта и интернет-приложения. Люди, время которых стоит дорого, никогда не пожертвуют их гарантированной работой и доступностью в любых условиях, в пользу сырых поделок под Андроид, зато с претензией на творческий порыв. Эти игрушки - для детей, но ни в коем случае не для бизнеса.
ОтветитьУдалить