Никогда не подумал бы, что осень пройдет под знаком M&A. Значит рынок стартапов созрел. Сегодня я пересчитал количество компаний, которые готовы покупать локальные проекты от early revenue до уже зрелой компании (от 1 до 10 млн долларов exit valuetion). Таких компаний насчитал 11. Они могут покупать в год от 2 до 5 компаний. Я оцениваю такой рынок в 2014 году (думаю, что в 2013 году рынок будет только формироваться) от 30 до 70 сделок на сумму около 200 млн долларов. По моим прогнозом этот рынок будет расти на 20-30% в год, если сделки будут делать только локальные или существующие нелокальные игроки, 30-40% (и более) в год, если активно подключатся россияне, и 50%+ если глобальные игроки будут входить на наш рынок (но это вряд ли).
Обращаю внимание, это не рынок инвестиций поздних раундов, это именно рынок M&A. Какие компании будут продаваться-покупаться? Есть несколько направлений.
1. Медийные проекты. Будут востребованы проекты со сфокусированной целевой аудиторией, с посещаемостью от 10-20к уников в день и более.
2.Проекты из сферы новых медиа. Все то, что может быть использовано медийными холдингами. Тут возможно покупка компании с новым продуктом, хорошей командой и минимальной (20к+уников) ЦА. Речь идет о пограничных проектах ТВ-Интернет, ТВ-традиционная пресса, но с использованием новых технологий или новых носителей или новых форматов.
3. Проекты, которые можно превратить в cash cow. Любые проекты, которые легко конвертируют трафик в деньги. Компании должны быть более-менее зрелые.
4. Любые шумные проекты в области consumer internet, в которых life cicle пользователя достаточно длинный
5. Ну и конечно, рынок e-commerce уже переживает бум, уверен, что тренд на укрупнение компаний будет заставлять крупные компании покупать мелкие, офлайновые компании будут покупать онлайн компании. Уже пару сделок по кешауту прошли втихую
Это дает хорошую почву локальным предпринимателям и инвесторам возможности заработать. Кейсы 50-100к долларов инвестиций, продажа компании за 1-5 млн долларов за 2-3 года превращается в реальность. Рынок голый, на самом деле. Большинство компаний, которые работают на локальном рынке - дети, настоящие предприниматели и инвесторы только начинают приходить сюда.
UPDATE:
Два комментария из фейсбука
Inna Ponomarenko Не очень верю в тезис о том, что крупные проекты будут покупать мелкие и средние - особенно в e-commerce в рамках вертикалей: аудитория у всех - одна и та же. Инвестиция в маркетинг имеет больше смысла, чем финансирование cash-out-а собственников.
Yevgen Sysoyev Согласен с Инной, и со своей колокольни пока видется что самые лучшие проекты а) имеют большие сложности привлечть хоть какие то деньги хоть на каких то условиях (по мои оценкам деньги от инвесторов готовых вкладывать в интерент/software проекты в Украине так раз в 100 меньше чем в Росии), б) лучшие проекты с сильными предпринимателями готовы продавать только миноритарные пакеты. В online media стратегиинвесторы были всегда, даже в Украине, только это проекты с потенциалом капитализации $1-5М, макс $10М.
Yevgen Sysoyev Денис, те очень сильно не согласен с твоими выводами, хотя мне бы лично очень хотелось чтобя я оказался неправ и твои слова сбылись.
ЗЫ. Этот пост написан в рамках акции, в которой я принимаю участие, которая запущена Стефани Бус и называется #back2blog, подразумевает написание 10 постов в блог за 10 дней. Это 7й пост, 6й из 10 дней.
Обращаю внимание, это не рынок инвестиций поздних раундов, это именно рынок M&A. Какие компании будут продаваться-покупаться? Есть несколько направлений.
1. Медийные проекты. Будут востребованы проекты со сфокусированной целевой аудиторией, с посещаемостью от 10-20к уников в день и более.
2.Проекты из сферы новых медиа. Все то, что может быть использовано медийными холдингами. Тут возможно покупка компании с новым продуктом, хорошей командой и минимальной (20к+уников) ЦА. Речь идет о пограничных проектах ТВ-Интернет, ТВ-традиционная пресса, но с использованием новых технологий или новых носителей или новых форматов.
3. Проекты, которые можно превратить в cash cow. Любые проекты, которые легко конвертируют трафик в деньги. Компании должны быть более-менее зрелые.
4. Любые шумные проекты в области consumer internet, в которых life cicle пользователя достаточно длинный
5. Ну и конечно, рынок e-commerce уже переживает бум, уверен, что тренд на укрупнение компаний будет заставлять крупные компании покупать мелкие, офлайновые компании будут покупать онлайн компании. Уже пару сделок по кешауту прошли втихую
Это дает хорошую почву локальным предпринимателям и инвесторам возможности заработать. Кейсы 50-100к долларов инвестиций, продажа компании за 1-5 млн долларов за 2-3 года превращается в реальность. Рынок голый, на самом деле. Большинство компаний, которые работают на локальном рынке - дети, настоящие предприниматели и инвесторы только начинают приходить сюда.
UPDATE:
Два комментария из фейсбука
Inna Ponomarenko Не очень верю в тезис о том, что крупные проекты будут покупать мелкие и средние - особенно в e-commerce в рамках вертикалей: аудитория у всех - одна и та же. Инвестиция в маркетинг имеет больше смысла, чем финансирование cash-out-а собственников.
Yevgen Sysoyev Согласен с Инной, и со своей колокольни пока видется что самые лучшие проекты а) имеют большие сложности привлечть хоть какие то деньги хоть на каких то условиях (по мои оценкам деньги от инвесторов готовых вкладывать в интерент/software проекты в Украине так раз в 100 меньше чем в Росии), б) лучшие проекты с сильными предпринимателями готовы продавать только миноритарные пакеты. В online media стратегиинвесторы были всегда, даже в Украине, только это проекты с потенциалом капитализации $1-5М, макс $10М.
Yevgen Sysoyev Денис, те очень сильно не согласен с твоими выводами, хотя мне бы лично очень хотелось чтобя я оказался неправ и твои слова сбылись.
ЗЫ. Этот пост написан в рамках акции, в которой я принимаю участие, которая запущена Стефани Бус и называется #back2blog, подразумевает написание 10 постов в блог за 10 дней. Это 7й пост, 6й из 10 дней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий