четверг, 5 августа 2010 г.

Как бороться с "пузырями"

Так получилось, что мне довелось быть знакомым с несколькими предпринимателями с большой буквы Пэ. Не последнее место там занимает такая одиозная фигура, как Джейсон Калаканис. У джейсона есть рассылка, где он пишет разные умные и полезные статьи для предпринимателей и инвесторов. С его любезного согласия публикую перевод его последней рассылки. За перевод большое спасибо Александру Петрову за перевод.

ДД

Перевод статьи Джейсона Калаканиса (jasonnation.com) "How to deal with bubbles".

За свою карьеру я промахнулся более чем 9 тысяч раз. Проиграл практически 300 игр. 26 раз мне доверяли сделать решающий бросок, но я промахивался. В своей жизни, я терпел неудачу снова и снова. Поэтому я и добился успеха.
Майкл Джордан http://jc.is/bI33SE

"Мыльный пузырь интернета скоро лопнет? Когда?"

"Мне лучше продать компанию сейчас, либо подождать, и продать дороже в следующем году?"

"Нужно ли мне поднимать деньги сейчас, до того, как бум закончится?"

Мне постоянно задают эти вопросы. Раньше они не давали мне спать. Теперь же они настолько врезались в мой мозг, что превратились в инстинкт.

Молодые игроки в покер задумываются о том, как разыграть короля-девятку и восьмерку-пятерку до флопа. Так же и новоиспеченные предприниматели думают о том, как играть на рынке.



Ответ в том, что не стоит разыгрывать ни одну из рук. Также и на рынке.

В этом письме я затрону следующие темы:

1. Как я научился по-сложному (aka мой смешанный опыт)
2. Правда о пузырях
3. Правда о выдающихся компаниях
4. Что делать, если мыльный пузырь растет
5. Что делать, если мыльный пузырь лопается
6. Заключительные мысли: Как я научился всему этому (aka у кого я все это украл)

1. Мои достижения
Я хочу рассказать о своих достижениях, что они далеки от совершенства, но, вероятнее всего, немного выше среднего.

Как не существует совершенного игрока в покер, так же не существует и совершенного предпринимателя.

Цель вашей жизни - не стать совершенным, но постоянно быть выше среднего.

Игроки в покер, которые всего на 2-5% лучше остальных, получают невероятные прибыли. Почему? Все просто: так как есть бесконечный поток игроков, которые только учатся играть, то постоянно появляются новые люди, которых можно победить (подтверждение: http://jc.is/bB3J1)

Марк Андерсен, Стив Джобс, Марк Пинкус, Марк Кубан и Эван Вильямс являются "победителями навсегда" не потому что они не терпят не удач, но благодаря тому, что они побеждают чаще, чем средние игроки.

Другими словами, за спиной каждого победителя - несколько забытых поражений. У Джобса были Next, Cube и Newton. У Пинкуса - Tribe, Ev и Odeo.

Великие игроки могут промахиваться часто, тем не менее, мы помним то, как они попали в цель.

За последние 15 лет я шесть раз собирал деньги для четырех компаний. Однажды - когда рынок был вялым, два раза - когда рынок был активным, и три раза - когда рынок был гиперактивнм.

Но это вовсе не удача. Это тренировки плюс осведомленность об окружающей обстановке. Если вы будете продолжать практиковаться, вы будете знать наверняка, когда бросать мяч в корзину и давать пасс.

Когда я собирал деньги, я использовал очень специфическую стратегию, построенную на том что у меня было, расчете времени для действия и неплохом умении продавать. К вашему сведению, расчет времени, и знание о том, что у вас есть умение продать - являются ключевыми аспектами для успеха в покере. Именно поэтому предпринимателей так манит игра.

Я продал две компании: в то время, когда рынок был активным (но не гиперактивным), и когда рынок не двигался.

Когда речь идет о продаже компаний, мой средний уровень достижений равняется 50%.

Может показаться, что это довольно-таки плохой показатель. Но, как мне сказал Марк Кубан "тебе достаточно быть правым однажды". Марк - один из тех людей, которых вы можете с легко не обращать внимания, так как ему "всего лишь повезло". Да, приблизительно шесть раз подряд.

[ <ОТСТУПЛЕНИЕ>: разве вас не умиляют те неудачники в комментариях к <вставьте-сюда-любой-популярный-блог> которые обвиняют любого успешного человека в том, что ему всего лишь повезло? Я рекомендую посмотреть на достижения этих комментаторов и субъектов их комментариев. Вы обязательно увидите, с одной стороны - человека, который ненавидят собственную жизнь (и живет вместе с родителями), а с другой - человека, который много раз взмахнул битой, и попадал по мячу достаточно часто. ]

Две из четырех компаний, для которых я собирал деньги (Mahalo.com и ThisWeekIn.com) до сих пор в игре. По правде говоря, они могли быть уже проданы. Если бы так и произошло, можно было бы сказать, что я мой средний показатель - 75%. Почему же я их не продал? Я дам объяснения в четвертой и пятой частях.

Из шести примеров, я снял безупречный фильм дважды, пристойный - четырежды, и однажды - плохой. Сейчас же люди помнят меня по двум моим большим картинам: продажа Weblogs Inc и сбор огромной суммы денег для Mahalo. За следующие пять лет они забудут эти два, и будут вспоминать следующие два. В этом-то и все дело, не так ли?

Моя философия такова: постоянно тренируйся, бросай мяч хорошо, и однажды ты проснешься и поймешь, что знаешь, как играть. После этого, решающий бросок станет всего лишь вопросом времени.

2. Правда о мыльных пузырях
Есть три важных вещи, которые нужно знать о мыльных пузырях. Прежде всего, существует не один, а много мыльных пузырей. Строительство, фондовый рынок, венчурные капиталы, частные компании, недвижимость, трудоустройство - все это повлияло на состояние рынка за последнюю сотню лет.

На сегодняшний день я чувствую, что раздувается пузырь ангельских инвестиций, и некоторые люди говорят, что это золотой пузырь. Я не чувствую, чтобы на сегодняшний день подобных движений в венчурных капиталах, на фондовом рынке или M&A (Merges & Aquisitions, слияния и поглощения).

На самом деле, цены, за которые стартапы сейчас покупаются, я бы сказал, находятся уже на границе нормы. В течение следующих трех лет мы увидим, как будет расти пузырь M&A, и как большие компании будут отдавать горы денег за стартапы, которые сочетают в себе прибыль, бренд, и клиентов.

Итого: существует множество пузырей, и они могут двигаться в разных направлениях одновременно.

Второе. Пузыри большую часть времени находятся в стадии роста либо уменьшения. Для них нормально расширятся и сокращаться до того, как они лопаются. Как пример, до того, как в 2000 году лопнул пузырь доткомов, рынок шел и вверх и вниз.

Было также также несколько существенных взлетов в течение текущего пузыря Web 2.0, о чем я более подробно расскажу в четвертой части "что делать, когда пузырь растет".

И последнее. Третья вещь, о которой стоит помнить. Никто - и я действительно имею это ввиду - совершенно никто, не может надежно предсказать, когда пузырь действительно лопнет. Тем не менее, сообразительные люди умеют распознавать паттерны, которые позволяют им понимать, когда что-либо пере- или недо-оценено, и, таким образом, они могут лучше выбрать время для следующего хода (что позволяет им попадать в цель чаще остальных).

3. Правда об выдающихся компаниях
Выдающиеся компании растут вне зависимости от роста либо сужения пузыря. Во время недавнего финансового кризиса (а точнее- 2007-2008 года), сильные компании, такие как Facebook, Twitter и Zynga существенно выросли. По сути, в течении этого периода "большая тройка" удвоила свои размеры несколько раз!

Кроме того, "большая тройка" собрала кучу денег в то время, как вся страна была погружена в панику.

После того, как лопнул пузырь доткомов, на рынок втиснулись такие компании, как Google. Также важно заметить, что рост Google'a начался сразу после кризиса в нашей индустрии (в отличие от недавнего кризиса, основанием которого была недвижимость).

Пользователи примут отличный продукт в любые времена.

На самом деле, некоторые продукты лучше распространяются при низком рынке (как, например, авиалинии-дискаунтеры), в то время как другие - при высоком (частная авиация), но принятие технологий в основном не зависит от этих трендов.

Почему?

Все просто: технологии стремятся улучшить жизни людей и компаний, экономя их время и деньги, увеличивая их способность общаться или учиться, или хотя бы развлекают их.

4. Что делать когда пузырь растет
Когда пузырь растет, разумные предприниматели должны сфокусироваться на трех действиях: а) собрать много денег при наибольших оценках б) заполучить множество пользователей (которые готовы тратить деньги) и в) активно продавать.

Недавно в нашей индустрии было две экспансии. Первая из них произошла, когда такие ребята, как T.Rowe Price, Fidelity и Legg Mason решили инвестировать десятки миллионов долларов в подающие надежды стартапы, такие как Slide и Ning.

Эти инвестиционные компании обычно владели публично продаваемыми компаниями, и чувствовали себя неплохо до финансового кризиса (в основном благодаря акциям Google и Apple). Они сказали: "черт с ним, давайте инвестировать в компании, которые *могут* стать следующими Google либо Apple!"

Ning и Slide были молодыми бизнесами, и на то время они собрали десятки миллионов долларов (около 50 млн $) от этих инвестиционных компаний при оценках в пределах полумиллиарда.

На самом деле, когда я узнал об этом в 2007 и 2008, я как раз заканчивал второй раунд сбора инвестиций для Mahalo, и у меня было искушение поступить так же. Тем не менее, если вы собираете деньги при оценке в 500 млн $, значит, что продавать придется в пределах 3-10 миллиардов.

Если вы ставите цели таким образом, ваши шансы на успех существенно уменьшаются. Если вы находитесь в ситуации продажи без покрытия (короткой продажи) стартапа (продажа с меньшей оценкой, чем в предыдущем раунде подъема средств), вы в первую очередь рассчитываетесь за средства, собранные за предыдущий раунд, а затем разделяете деньги в процентном соотношении, если вы не приумножили инвестиции, полученные ранее.

Если Ning и Slide собрали 50 миллионов при оценке в 500 миллионок, и продали бы бизнес за 300 миллионов, они бы все равно заработали много денег. Тем не менее, это не выглядело бы как выигрыш. То есть, возвращая 50 млн, а затем давая инвесторам на поздних стадиях 10% от 250 млн в любом случае вы оставляете 225 млн для вас и ранних инвесторов.

Именно поэтому богатые инвесторы, такие как DST и T. Rose Price обращают меньше внимания на оценку предприятия: если вы продаете стартап за любую сумму, которая превышает размер их инвестиций в вашу компанию, они, в принципе, не могут проиграть. Конечно, есть определенные издержки, тем не менее, нет существенных потерь. Т.е. кроме ситуации полного краха (хотя, если бы это ожидалось, они бы не стали инвестировать вовсе), они заработают деньги.

Теперь, давайте посмотрим на продажи компаний. Во время бума доткомов, я работал в Silicon Alley Reporter, и компания чувствовала себя превосходно! У нас были прибыли размером в 11.6 млн в лучший год, и более 70 сотрудников. После того, как пузырь лопнул, мне пришлось свернуть бизнес до дюжины людей и наши прибыли были менее миллиона. Когда я увидел возможность (читай: я устал, выдохся и был крайне зол на себя за то, что не принял предложение продать компанию за 20 млн в предыдущем году), я продал компанию и начал двигаться дальше. У меня все еще была эта безумная идея о том, что на блогах можно заработать денег :-)

Это была срочная продажа, и я получил зарплату за несколько лет. Я продал компанию слишком поздно, и возможности создать бизнес заново не было. После того, как это случилось, я думал "ох, в следующий раз, если кто-то предлагает мне несколько десятков миллионов долларов за мой бизнес, я обязательно возьму". Именно это и случилось через 18 месяцев после создания Weblogs, Inc.

Продал ли я компанию слишком рано? Если говорить о стоимости продажи, возможности проиграть не было. AOL были готовы заплатить хорошие деньги за компанию, а мы были бедны. По сути, я добрался до своих последних запасов (aka 10 центов aka 10.000$), и только сделал предложение своей жене.

Рынок был довольно-таки активным, но не гиперактивным. Но это не имело значения, поскольку я научился на своей ошибке, и хотел получить деньги сразу. Мне хватило рисков в эпоху доткомов. Кроме того, я знал, что у меня будет еще пять отличных идей за следующие несколько лет. Именно это и произошло.

Никто не может предсказать поведение рынка, тем не менее, если вы чувствуете подъем, ПОДНИМАЙТЕ ДЕНЬГИ, либо ПРОДАВАЙТЕСЬ. В наши дни продажа компании может быть полной, в виде IPO либо путем продажи акций большему игроку, такому как DST (aka Русские).

5. Что делать если пузырь лопается
Когда пузырь лопается, умные предприниматели стремятся увеличить ценность предприятия. Это можно сделать по-разному: используя инвестиции, приобретенные во время активного рынка, переманивая людей из компаний, сокращающих сотрудников, занимая долю рынка и развивая свой бренд.

Facebook, Twitter, LinkedIn и Zynga собирали деньги во время горячего рынка, и они используют их в условиях "рационального рынка", в которых мы сейчас находимся. Т.е. они могут покупать траффик, биллборды и талантливых людей за резонные цены. В общем-то, насчет талантов (по крайней мере в Долине) - вероятнее всего не правда. Цены на талантливых людей в Долине завышен 90% времени. Как, собственно, и должно быть.

Состояние ангелов из венчурных капиталистов в при низком рынке, в основном - паника. Одним из самых лучших времен, чтобы быть венчуром - было время сразу после того, как лопнул пузырь доткомов. Те, кто вложил деньги, вкладывал их на первом и втором раундах, часто - с несколькими опциями ликвидации.

В основном ангелы инвестируют тогда, когда они чувствуют себя богатыми. Например, когда фондовый рынок и рынок недвижимости на подъеме. Ангелы в основном прекращают инвестиции когда фондовый рынок и рынок недвижимости обваливается, потому как (на минуточку) они чувствуют себя бедными.

Таким образом, сбор средств во время, когда рынок обвален, является безвыигрышным вариантом для предпринимателей. Я бы не рекомендовал начинать сбор средств во время просевшего рынка. Если же вам приходится делать это - соберите ровно столько, сколько нужно, чтобы продержаться на плаву.

7. Итог
а) Рост ваших важных метрик, таких как доход и востребованность - имеют очень малое отношение к мыльному пузырю.
б) Не обращайте внимания на рынок. Поставьте своих пользователей в центр внимания.
в) Не начинайте сбор денег во время просевшего рынка
г) Поднимайте как можно больше денег на высоких оценках, когда можете. Даже если вам в этот момент не нужны деньги.
д) Если вы бедны, относитесь к среднему классу, или каким-либо другим образом не являетесь богатым, продавайте бизнес, когда рынок активен. Немедленно продавайте, если рынок становится гиперактивным.
е) Если вы уже богаты, вы заслужили право немного поторговаться. Вы можете спокойно рискнуть, и переждать время активного рынка, дождаться момента гиперактивности.
ж) Увеличивайте ценность предприятия во время вялого рынка. Не уезжайте на отпуск в Тайланд, чтобы дождаться поднятия рынка, так как вы наверняка опоздаете.

Мое почтение Самураям, и соболезнования тем, кто собирает рис http://jc.is/cm1DHW

Jcal

Note: Сегодня я буду на http://foundershowcase.com
Note2: Завтра я буду на Open Angel Forum (www.openangelforum.com) и http://www.TechStars.org в Боулдере (CO).

Переведено специально для блога dennydov.blogspot.com Александром Петровым с разрешения автора
Разрешается копирование этого материала с указанием гиперссылки на источник: http://dennydov.blogspot.com/

1 комментарий: