пятница, 18 сентября 2009 г.

Как работает правильное государственное стимулирование потребления инноваций.

Вчера мне напомнили очень интересный момент из жизни и продвижения гибридных автомобилей.
Если посчитать экономию на Приусе (сравнивая его цену и стоимость владения с одноклассниками), то выходит, что разница окупается за только за 7-9 лет эксплуатации. Аккумуляторы дорогие, а менять их надо. Выигрыша в экономии топлива практически нет.
При всей любви к природе, американцы очень прагматичные люди и не станут выкидывать 5к баксов (разница в цене) просто так. Как заставить людей в Долине (я не знаю про всю Калифорнию) покупать эти машины. Вот Брин, например, компенсировал своим сотрудникам разницу в цене Приуса и такой же машины. Но нашелся способ подейственней.
Приусам разрешили ездить по карпулам. Что такео карпул? Это полоса, крайняя левая на хайвее, на которую можно вызжать только если в машине больше одного человека сидит. Так американцы пытаются уменьшить количество машин на дорогах. Не хочешь стоять в пробке (одно время было в час пик от центар Пало Альто до СФ 2-2.5 часа пилить по пробке, против 40 минут по свободной дороге), договаривайся с соседом. Сегодня на твоей машине, завтра на его. И все спят на час дольше. Так вот Приусам с одним пассажиром разрешили ездить по карпулу. А два часа в день – это 10 часов в неделю, 40 часов в день, 480 часов в год. Даже если умножить на 5 баксов в час – рейт уборщицы мексиканки, то выходит экономии в год почти 2,5 штуки баксов. А если рейт 50 баксов, то считайте сами. Вот тогда их и стали разметать и пришла на них мода. Но потом отмели эту поблажку, да и цена на Приус немного подупала. Вот такое стимулирование инноваций без копейки государственных средств.

6 комментариев:

  1. Ну эту идею частично можно оспорить, хотя в общем зачете зерно разума есть. При моей средней езде Примус действительно отбивается лет 5. Но это и средний период когда машина меняется, так что тут то на то и выходит. Но! Государство в самом начале пути владельцам Примусов (гибридов, если быть точнее -- тут были еще Хонды, но не знаю, попали ли Форды и прочая рухлядь) возвращали от 3к (если я не ошибаюсь) в год покупки с налогов. Я купил в последний год акции, и все равно получил почти 1к. Плюс цены, если хорошо поторговаться, можно скинуть. Согласен, наклепки для карпулов было очень модны, я слышал, что как только перестали их давать на гибриды, цена за машину с наклейкой стоила +3-5к только за наклейку. А насчет батарии и прочей херни -- это все не совсем правда, вернее скорее нет, чем да. Во-первых, батарея покрыта если я не ошибаюсь 10 летней гарантией производителя, а во вторых 7 лет (или 100 тысяч миль) дополнительная гарантия на мой Примус (в полной комплектации, правда без кожи -- очень жарко в Калифорнии с кожей :) стоила 800$ к цене. Вполне доступно. Да и выторговал я его за ~300$ к invoice price (не путать с MSRP). Так же не стоит забывать что в северной Калифорнии у людей есть пунктик на "зеленых технологиях". И машину многие покупали только потому что она "типа лучше", хотя если несколько спорных мнений по поводу электрических двигателей в этом плане.

    ОтветитьУдалить
  2. Насчет зелености машины "не все чернобело" (с) Владимир Л. Павлов. Утилиция аккумулятора на самом деле не самый экологичный процесс.

    ОтветитьУдалить
  3. Не так часто люди видят дальше своего носа. Меня этот вопрос "зелености" вообще мало трогает. Главное что бы меня машина устраивала, а там хоть накипь на асфальте и ртутные пары у обочины пусть оставляет.

    ОтветитьУдалить
  4. White - тебя надо в поликлинику сдать, для опытов! (с)

    Шучу.

    Забывая о том что ты гадишь своей машиной на других, они точно также гадят на тебя своими машинами.

    Вот и живем в токсичном болоте... Окнов машине в городе открыть не возможно - вонь от выхлопов дикая.
    Когда вырастет еще по паре ног - возможно и не понадобится авто.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, это правда,

    ценность времени для американцев невозможно переоценить. Но это еще и психологический момент, это просто дурной тон появиться в правильном интеллектуальном обществе in the Valley за рулем Hummer или Dodge Ram, как red neck from Kentucky. Впрочем, 3 тыс долларов, которые администрация Обамы возвращает владельцам Приусов, тоже не стоит сбасывать со счетов. Еще важнее этот фактор будет для покупателей Chevy Volt, за который сбросят 7,5 тыс.

    ОтветитьУдалить
  6. Насколько мне известно, администрация Обамы, за Примусы никому ничего не платит. Платили несколько лет назад, еще при Буше младшем, но 2007 года машина попала в последнюю квоту, когда что-то еще давали. В отношении Chevy и прочих американских производителей, тут другая история, которой я не интересуюсь.

    ОтветитьУдалить