четверг, 17 сентября 2009 г.

Детектив

История одного проекта. Все имена и названия вымышлены, любое сходство только в умах читателей .

Итак, заказ – исследование и анализ рынка.

Предприниматель решил построить стартап и решил посмотреть что творится на рынке. Рынко новый, у него были кое-какие соображения, но он решил нанять консалтинговую компании для этого.

Итого, решили начать с проблемы. Вытрясли с предпринимателя описание проблемы, ее решения и потенциальных потребителей.

Сделали грубые оценки, сколько потребители в год тратят на решение проблемы. Получили оценку 800+-100мюсд. Хороший кусок рынка.

Провели базовый анализ конкурентов и разделили их на три группы:

- существующие решения, решающие эту же проблему (прямые конкуренты)
- решения, в которых решение нашей проблемы незначительная часть
- решение проблемы путем использования комбинации продуктов

Выяснили, что наш продукт действительно с точки зрения функционала, технологичности и позиционирования на голову выше чем у всех конкурентов.

Последняя группа была неопасная, ее не сильно приняли в расчет, и вероятнее всего группа пользователей от этих комбинаций продуктов легко воспримет новое решение.

Громоздкие продукты не рассматриваем, как конкуренты. Предлагать менять машину, потому, что мы предлагаем очень классную, инновационную, но несовместимую пепельницу, при том, что старые пепельницы не демонтируются, глупо.

Существующие решения были разложены по полочкам и найдены 4 компании, которые держат больше 60% рынка. Они были разобраны по следующим критериям:
- годовые продажи
- количество клиентов
- собственники
- продукты
- менеджмент

После всего этого, решили, что при грамотной работе, можно откусить не меньше 20% рынка, а при удачном стечении обстоятельств и 40-45%.

На этом стандартная часть работы была закончена. И началось интересное. Начали лопатить инет, кто что пишет на тему нашей проблемы. И нашли, что один из известных ангелов два раза упомянул об этой проблеме (один раз на конференции, второй раз в интервью). Начали копать. Выяснилось, что его часто видят с двумя персонажами. Начали копать этих персонажей. Один из них достаточно успешный предприниматель с небольшими нишевыми проектами, а второй продакт менеджер с хорошим опытом в смежном с нами сегменте. И что выясняется, что они искали и нашли себе парт тайм СТО, который имеет основное место работы в большой компании, которая владеет технологиями, на которых можно строить продукт, и как раз в это время он пишет в своем блоге о нашей проблеме. Вот этот конкурент и был идентифицирован, как основной. И начали пытаться выстраивать стратегии конкуренции с ними, но опыт и связи команды и ангела не давали шансов на успех.

Тогда вступили в действие пиарщики, которые посмотрели на это и решили вопрос в 48 часов. Один из блогеров, написал, что вероятнее всего корпорация будет идти на наш рынок, так как у нее есть технология, и чувак видит проблему. А если он не пойдет, то может пойти в тот стартап, где он СТО (информация не публичная, так что писали гипотетически). После этого СТО был вызван на ковер к основному работодателю для дачи объяснений, где ему рассказали, где его место, что такое нонкомпит и про спорные вопросы в интеллектуальной собственности. История по узким кругам разошлась, ангел отказался инвестировать, СТО вышел из команды. И предприниматели отказались от проекта, как скандального и рискованного. В тот момент они ужа знали об альтернативном проекте и объеме финасирования.

А какие выводы?
- если сидите в стелсмоде, то сидите в нем тихо
- помните о чистоте интеллектаульной собственности и нонкомпит
- помните, что конкуренты не дремлют
- при анализе конкурентов всегда смотрите на команду и их опыт и связи
- ищите решение не всегда в плоскости поставленной задачи
- не забывайте, что этот бизнес жесткий, без соплей и ошибки не прощаются

На рынке ситуацию знают, так что без названий все работает. Продукт будет запущен через полгода, уже вышли первые пресс-релизы и тестируется закрытая альфа.

1 комментарий: