пятница, 21 декабря 2012 г.

Евгений Гордеев об инкубаторах.


Согласен на 100%, то, что мы хотим избежать в GrowthUP

Цитата On

С. И.: А если все-таки говорить об акселераторах и бизнес-инкубаторах, то в чем их недостатки?
Е. Г.: Ну, мы же все понимаем: что менторы, что инкубаторы, что акселераторы — это желание заработать в той или иной форме.
С. И.: На чьей-то идее или усилии?
Е. Г.: Да, на чьей-то идее.
Инкубаторы — то, что я, по крайней мере, сейчас вижу по России за редким исключением, — это владельцы каких-то помещений.
С. И.: Бизнес-центров?
Е. Г.: Ну да. Редко бывают бизнес-центры, просто скорее помещения. И они думают: «Так, я просто сдавать в аренду не буду, я сейчас каких-нибудь стартапов себе сюда...»
С. И.: Извлеку из них дополнительную прибыль?
Е. Г.: «...наберу, посажу и договорюсь с ними, пусть за то, что они сидят, потом 5% доли в своей компании отдадут». Это тоже не работает, потому что они начинают сажать всех подряд; там форма «Заполните заявку». Заполняешь заявку. Ели бы я заполнял, если бы мне делать нечего было, то я бы, наверное, мог делать это с вероятностью прохождения 95%, потому что я бы самые трендовые вещи вписывал. Они берут подряд всех, кто более или менее внятное что-то написать способен, но инкубирование несколько сложнее, по крайней мере в нашем случае. Это, конечно же, в первую очередь то, что называется нетворкингом, когда ты должен свой стартап быстро-быстро-быстро познакомить со всеми значимыми компаниями, партнерами, потенциальными клиентам и т. д.
Сейчас XXI век, сажать никого [в инкубатор] не надо: есть Skype, сиди дома — хоть в Москве, хоть где угодно — и коммуницируй через Basecamp, через что хочешь.
Поэтому выгоды какой-то от того, что стартап куда-то сядет, нет. Те же стартаперы могут пойти в кафе, сесть на полдня и сидеть. В Starbucks, например. С акселераторами еще хуже: они предлагают, как они говорят, «усиленную программу менторинга», они пишут — я читал несколько программ, это достаточно комично смотрится, — называют каких-то людей из серии «с вами целый день будет сидеть, общаться человек, какой-нибудь вице-президент большого банка из топ-10 банков России, который заключил сделок на 100$ млрд за последние пять лет».
С. И.: И связь между разговором и реальным эффектом никак не прослеживается?
Е. Г.: Ну, я даже просто представляю, как приходит инвестбанкир, который в интернете вообще ничего не понимает, по ту сторону от него будут сидеть программисты, дизайнеры, продуктологи какие-то, а он будет рассказывать, как он делал какой-нибудь синдицированный кредит для «Газпрома» со ставкой LIBOR + 0,1%.
Разрыв неимоверный. А главное, акселераторы зачастую берут какие-то сумасшедшие доли у проектов — могу ошибаться, но, по-моему, десятки процентов — просто за всякие зазывалочки: «Ваш проект потом поедет в Силиконовую долину», хотя много раз доказано, что можешь сам купить себе билет. Даже какой-то парень недавно писал — интересный пост в блоге был, — что он потратил 5$ тыс. со своим другом, фаундером, они полетели в Силиконовую долину, пожили месяц, и он говорит: «Мы за эти 5$ тыс., конечно, много чего нового увидели, окунулись, появилось понимание того, как делаются крупные проекты, и мы вернулись».

Цитата офф

1 комментарий: