суббота, 29 октября 2011 г.

Нафига козе баян :) про деньги для предприинимателей

Цитата 1:

Сегодня Irina Baranskaya выслушала от меня получасовой спич о моих впечатлениях от Investor Day Central and Eastern Europe и вам я их не напишу – это философско-мотивационное нечто скорее для себя самого. Если кратко, то у меня неральное ощущение всемогучести и отсутствия каких-либо сомнений, что все будет именно так, как мы хотим. Мы, этоБуферная бухта и мои проекты с различными интересными людьми тут в Украине.
А вот какая мысль взрывает мне голову. "Стартап АВС" получил инвестиции в $150K в А-раунде и все закатывают глаза и думают – ах какой молодец! Ну надо же, сумел! Вот бы мне так! Рядом с ним сидит предприниматель, который никому ничего не обещал, а просто взял и наторговал те же $150K с уже работающего бизнеса в этой же отрасли за год и, пока стартапер придумывал и вынашивал идею и думал как получить деньги, тот, который предприниматель, уже строит то же самое, но за свои деньги. Он опытен и зол, он готов ко всему и у него опыта – вагон. Но вот незадача – им никто не восхищен. Про него не пишут блоги, журналы и на AIN.UA или TechCrunchне будет про его годовой успех новости. Зато будет новость про того парня, который поймал инвестора из Швейцарии или Нидерландов за бороду. Т.е. я понимаю зачем это газетам и блогам, но не похоже все это на фарс и какой-то подвид шоу-бизнеса, на котором все хорошо зарабатывают? Но как герой сегодня с более вероятным сценарием выхода в плюс становится менее важным героя, который имеет статистически 10% шансов стать "плюсовым"?
Интересны все ваши мнения, а особенно Artur Orujaliev и Denis Dovgopoliy и всех, кто крутится на рынке стартапов.

Слава Баранский

Отвечаю.

Цитата 2.
Почему я не люблю подымать венчурные деньги. Ты останавливаешь бизнес, тратишь свое время, тратишь свои деньги, для того, чтобы получить еще деньги, которые размоют твою долю. Егорыч Анчишкин
Народная мудрость:
Венчурные деньги – самые дорогие, ты за них платишь высокую цену, ты отдаешь эквити.

Слава, не ты первый, не ты последний поднимаешь этот
вопрос. Отвечу тебе, в расчёте, на то, что это прочтут другие.
Есть две категории людей, которые не являются инвесторами, но участвуют активно в технологическом бизнесе (за исключением разработчиков и инженеров).
Первая из них «стартаперы» которые создают стартап. Чаше всего у них задача поднять «бабла, шоп хватила на Кайен». Они так же далеки от бизнеса, как я от мирового балета. Они так легко распоряжаются эквити именно потому, что они не верят сами в то, что смогут заработать, и они стремятся получить деньги для того, чтобы год жить припеваючи. Готов спорить, что те, кто в отрасли, встречают таких очень часто.
Вторая, поинтереснее. Это предприниматели. Предприниматели строят бизнес и используют те ресурсы, которые им необходимы. Чаще всего им необходимо два ресурса add value (связи, опыт, понимание, видение) или деньги. В технологическом бизнесе – от толковых инвесторов ко второму прилагается первое, а значит получить деньги из правильных рук – большая удача. Технологический рынок – очень динамический и очень конкурентный. Скажи, кто быстрее построит продукт, команда энтузиастов в количестве трех человек (на большее нет денег) или коллектив суперпрофессионалов из 20 человек, с сильными продактами, маркетологами, сейлами, биздевами и бюджетами? В технологическом бизнесе доступ к капиталу охренительное конкурентное преимущество. Которым пользуются и это один из прекурсоров успеха (но нединственный!!!!). Именно поэтому, предприниматели подымают финансирование в том объеме, в котором им надо (и не более!!!). Получив его от серьезного и опытного инвестора, они стараются анонсировать это как можно шире, так как это обеспечит лояльность пользователей и партнеров, а конкурентов повергнет в уныние.

Ну и никакой предприниматель в здравом уме не будет подымать деньги, если они не нужны ему.

Зато когда стартапер подымает деньги, на рынке говорят "А, синьйор Леонидас нашел простофиль и хочет их облапошить?" (с) Миллион в брачной корзине. Именно об этом, ты хотел сказать, Слава?

Ну и опять. Слава, выйти в операционную прибыль - совсем другое, нежели масштабировать проект. Построить модель бизнеса - очень важно, а суметь его масштабировать, масштабировать быстро, так чтобы не дать шанса конкурентам - это смысл бизнеса. Наверняка у тебя есть много знакомых, которые смогли создать проект, который стал зарабатывать 10к баксов в месяц в интеренете, но через полгода не смогли удержать рынок. А людей, которые смогли построить бизнес и продать его за сумму, хотя бы с 6 нулями, это совсем другой разговор. Сделать рывок без финансовго плеча, чаще всего от "трудно" до "невозможно". И люди, которые не привлекают в критические моменты правильного инвестора справедливо считаются слабаками.Так же как и люди, которые привлекают деньги, когда без них можно обойтись.

Дисклеймер!!! В любом правиле есть исключения

5 комментариев:

  1. Через год-два у первого приходит раунд на 1-5 лямов и перспективы выхода из бизнеса, а "самоделкин" сидит и без своих 150К и без первого места на рынке. Бывает конечно и по другому, но скорее как исключение.

    В случаи если бизнес не полетел вообще, "самоделькин" сидит без денег и бухает с горя, а "правильный пацан" делает следующий стартап

    Вот если "самоделкин" тоже поднимет рауд уровня венчуров, тогда он выиграл на 10-30% доли в бизнесе, то есть больше на 2-5% на выходе.

    Вот такие пироги.

    P.S. Я сам "самоделкин", я точно знаю :)

    ОтветитьУдалить
  2. Денис, спасибо за ответ. Я понял, что просто не понимаю некоторых вещей. Но не я один… Вообще, конечно, поток денег измеренный и направленный правильным стартапером под менторством правильного инвестора – это благодать!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Поднимать или не поднримать - это вопрос Доверия. Монетарная система - это вопрос Доверия. Создав продукт и не привлекши денег - ты создал "пустышку" не обеспеченную кэшем... Блин, у денег есть две стороны - Бабло должно быть обеспечено товаром. Товар - должен быть "продаваемым".. ликвидным...
    Когда работают ОБЕ стороны монеты - получаем масштабирование.
    ни продукт ни инвестиция - не есть залог успеха. Привлеченные деньги рождают Доверие к Продукту. и подталкивают его в масштаб.

    Денис, твою душу... найди 30 минут на пиво в городе... :) есть тема, как на этой формуле хорошо поднять технологичный бизнес!

    ОтветитьУдалить
  4. Проблема Слави Баранського у тому, що його хвилює питання популярності. Я згоден з тим, що повідомлення про вдалі отримання інвестицій - це вид шоу-бізнесу, але це й зрозуміло: маси люблять казки.

    Інтернет-бізнес цікавий тим, що дозволяє будувати мультиплікатори грошей, тобто проекти з ROI > 1. Вартість PoC більшості таких мультиплікаторів рідко коштує більше 10К$. Відповідно, нульовий цикл інтернет-проекту має виглядати так: ідея-PoC-перевірка. Якщо мультиплікує - заливаєш гроші, отримуєш прибуток. Якщо власних грошей не вистачає, щоб відчути "стелю" - от тоді починаєш шукати гроші. Але тут і гроші значно дешевші, і вибір джерел фінансування ширший.

    При такому підході багатопроектний бізнес можна піднімати з рівня зарплати середнього інженера.

    ОтветитьУдалить