Почему Google+ отберет у Facebook половину рынка социальных сетей? (или «Снова Калаканис запел свою песню»)
Автор: Джейсон Калаканис
Полтора года назад, размещая у себя не вполне законную, но очень денежную игру в покер на конференции в Лонг Бич, я написал худшее предсказание за всю свою карьеру.
В блог-посте под названием «Google Buzz гениален, Facebook только что потерял половину своей стоимости», [ http://jc.is/mUDWxx ] я восторгался BUZZом – второй и очень впечатляющей попыткой Google вторгнуться в мир социальных сетей. Их первая попытка – Orkut, был похож на Friendster, сносно работал, но для восторженного признания ему не хватало инновационности.
Выдающееся новаторство BUZZа состояло в том, что из пользователей, которым я писал больше всего он создавал то, что я бы назвал «скрытой социальной сетью» (ССС) – примерно так же как это делает недавно профинансированная социальная сеть Color. Идея была гениальной, но опасной, рискованной. Список контактов – прекрасное место для того, что бы начать строить социальную сеть, не считая тех случаев, когда ты в состоянии ожесточенных боевых действий со своим «доставалой» бывшим мужем (http://fugitivus.wordpress.com/2010/02/11/fuck-you-google/ ).
Color строит ССС основываясь на месте положения, например Вы сделали фотографию на Медисон Сквер Гарден и в Таверне Грамерси точно там же где и я. Это очевидно означает что у нас должно быть что-то общее (в данном случае мы оба хотели утопить наши печали по проигрышу любимой команды в сморчках, фуагра и «сладком мясе»). Мое интервью с основателем Color можно найти здесь http://jc.is/m1DGUf.
После привлечения внушительной группы пользовательского авангарда, включая Лео Лапорта и Роберта Скобла, шумиха вокруг BUZZa стихла.
Казалось, происходит что-то странное: Google просто-напросто перестал разрабатывать платформу. Прошлая же неделя показала, что разработка продолжалась в форме третей попытки Google вклиниться на рынок социальных сетей – Google+.
Для того что бы преуспеть на рынке пользовательского интернета новым игрокам обычно нужна комбинация следующих факторов:
а) гениальная техническая инновация;
б) гениальная бизнес инновация;
с) кучка маленьких инноваций касающихся таких вещей как дизайн, скорость, развитие группы пользователей и качество.
В случае Facebook против Myspace, Facebook победил благодаря выдающимся технологическим инновациям, воплощенным в платформе приложений. Более того, половина успеха Facebook принадлежит одному предпринимателю, связанному с этой платформой: Марку Пинкусу.
Без инноваций Марка, которые (по моим оценкам) приносят Facebook от 20% до 30% трафика, Facebook был бы сейчас вполовину меньше своего размера. Более того, не удивляйтесь, если услышите, что причина, по которой люди проводят на Facebook 25% времени и тратят там треть всего дохода сети это Zynga. Точно об этом станет известно, когда Facebook подаст заявку на IPO.
Заявка Zynga на IPO показала, что доход компании составил $597.5 млн., а валовая прибыль в 2010 году $90.6 млн. Если доход Facebook в 2010-м был $2 млрд. и валовая прибыль $250 млн., а 99% дохода Zynga приходит из Facebook, математика говорит, что около трети выручки и прибыли Facebook приносит Zynga.
Это всего лишь обоснованная догадка и точно не известно сколько Zynga заплатила Facebook за привлечение трафика. Тем не менее, уже давно ходят слухи о том, что Zynga – самый большой рекламодатель Facebook. Также известно, что Zynga платит Зуку (Mark Zuckerberg) невероятных 30% от каждого Facebook кредита (виртуальной валюты Facebook).
Возможно ли, что Zynga приносит Facebook кредитов на сумму $300 млн. и еще на $200 млн. рекламы? Обязательно скажите нам, если вы об этом что-то знаете: tips@launch.is. :-)
Тем не менее, вернемся к Google+.
Хотя мой прогноз по поводу BUZZа был через чур оптимистичным, я думаю прогноз о Google+ будет в самую точку: Google+ будет конкурировать с Facebook так же эффективно как Android конкурирует с iPhone.
Грубо говоря, Google+ и Facebook, со временем, разделят рынок соц. cетей поровну (+/- 15%).
Вот основные причины почему я считаю Google+ ждет ошеломительный успех.
1. Ларри Пейдж и Сергей Брин используют продукт
Когда Ларри Пейдж занял должность СЕО, я написал ему мейл о том, что если Google хочет что бы его серьезно воспринимали как игрока в соц. направлении, Ларри нужно обзавестись аккаунтом на Twitter и начать им пользоваться.
Лидерство начинается сверху и руководство Google, наконец-то, воспринимает соц. направление серьезно. Тот факт, что известный своей скромностью перед прессой Ларри (сколько интервью он дал с тех пор как стал СЕО? Ах да, ни одного), теперь выкладывает фото занятий кайтбордингом говорит о многом. Что интересно, Сергей также постит фото занятий активным отдыхом (парашютный спорт).
2. Принудительная категоризация контактов
Через элегантный юзер интерфейс, Google+ заставляет тебя формировать круги из своих контактов. Когда ты обновляешь свой профиль (т.е. стену Facebook или ленту Twitter), ты должен выбрать с кем хочешь делиться этой информацией.
Это задает скорость развития твоей соц. сети, а также как быстро ты можешь обмениваться с ней информацией – и это хорошо! Зукерберг избрал путь максимально быстрого развития Facebook, он посчитал, что пользователи никогда не захотят выбирать к какой группе должен принадлежать тот или иной человек, или с какой группой делиться своей информацией.
Это решение, вместе с ужасным отношением к личным данным пользователей, привело к тому, что многие просто не доверяют Facebook. Google понял это и одним гениальным ходом сделал то, о чем Дейв Винер сказал: «Метнулись с одной стороны в другую».
3. Google Hangout не хуже чем Skype и гораздо прикольнее
Google Hangout это прикольный и к тому же бесплатный видео чат на 10 человек. Всего несколько секунд понадобится, чтобы повисеть в чате с людьми из своей адресной книги, он стабилен как скала и, на тот случай если я об этом еще не говорил, он бесплатный. Я без проблем начну пользоваться им вместо Skype.
4. Браузер Chrome и интеграция с Chrome Store
Если вы не знали, сейчас доля браузерного рынка Chrome составляет 20,7%. И это со спокойного старта в форме беты в Сентябре 2008. У Google также есть свой app store который конкурирует с iTunes и берет с разработчиков комиссию в 30%, также как и Apple. Однако, Google берет только 5% за подписку на контент внутри приложений в то время как Apple гнет линию совершенно не справедливых 30% за тоже самое.
Именно так и любит поступать Google: брать источник дохода у конкурентов, будь то Microsoft Office, Apple iOS или Apple in-app, и делать его беcплатным (ну или почти бесплатным).
Google раздавал бесплатно Angry Birds когда 12 мая стартовал Chrome. Более 1 млн. человек скачали игру в течении первых 10 дней. Бум!
Доля рынка браузеров=мощь.
У Facebook нет своего браузера или app store, во всяком случае, пока. Но я даю 100%, что где-то там, в офисе Facebook, 50 разработчиков трудятся над ним прямо сейчас.
5. Интеграция Android.
Почему бы нам все глубоко не проанализировать?
А) У Apple есть мобильная операционная система, но нет соц. сети.
B) У Facebook есть соц. сеть, но нет мобильной оси.
С) У Microsoft есть мобильная операционка то нет соц. cети (с другой стороны Skype имеет в этом скрытый потенциал [ http://launch.is/blog/l018-how-microsoft-spent-7b-on-skype-and-15b-on-a-facebook-k.html ]).
D) У Google есть соц. сеть и операционная система.
У кого из них пользователи мобильных соц. сетей будут более довольными?
Если ответите D, то будете правы.
6. Авангард уже покинул Facebook
На прошлой неделе своим кейноутом, я открывал в Лас Вегасе легендарную конференцию Future of Web Apps. Если вы никогда не были на мероприятии организованном Carsonified, я очень рекоммендую, потому что там полно людей, которые действительно, что то создают (в отличие от СЕО, вроде меня, которые достаются лавры почета за работу сделанную другими людьми).
Во время кейноута я спросил, сколько людей использовали Facebook для обмена фотографиями. Около 15%-20% подняли руки. Затем я спросил сколько народу использовали новые сервисы, такие как Instagram, Path или Twitter для обмена фотками и около 70% аудитории подняли руки.
Также я спросил, кто из них сейчас использует Facebook больше чем год тому назад. Практически никто не поднял руки.
Технически грамотная народ устал от Facebook и его игр с личными данными, включая серьезную оплошность с функцией распознаванием лиц, которая по умолчанию включена, хотя должна была бы включаться только по желанию пользователей. Все это начинает уводить народ с платформы.
Итого: если у вас есть акции Facebook я бы продал их при нынешней оценке компании в $ 70-80 млрд. и вложил деньги в акции Google. Я абсолютно уверен, что $1 вложенный в Google (при оценке в $167 млрд.) станет $2 раньше, чем такой же рост покажет $1 вложенный в Facebook (при оценке в $80 млрд.).
Google+ - это еще один знак что Facebook достиг своего пика. ([ http://www.insidefacebook.com/2011/06/12/facebook-sees-big-traffic-drops-in-us-and-canada-as-it-nears-700-million-users-worldwide/ ]).
Переведено с разрешения автора Михаилом Голоколосенко специально для блога dennydov.blogspot.com
Допускается любое использование с сохранением авторства и прямой гиперссылкой http://dennydov.blogspot.com/2011/07/google-facebook.html
Хорошая статья.
ОтветитьУдалитьВ целом со всем согласен.
Мне кажется что те ресурсы и возможности которые есть у гугла сыграют свою решающую роль.
Единственное что мне кажется не таким очевидным, это миграция пользователей. Все таки пользуясь фейсбуком почти 5 лет, не так просто бросить все и все набранные там контакты и перейти. Процесс бдет очень постепенный, несколько лет и будет напрямую зависеть от самого гугла, насколько быстро они будут развивать сервис, насколько он будет удобен и т.д.
"А) У Apple есть мобильная операционная система, но нет соц. сети."
ОтветитьУдалитьИ что? Я действительн не понял, что этим хотел сказать автор. Нет своей соцсети - а зачем она - пусть пользуются чужими через свою мобильную платформу и через AppStore...
Вывод про правильность ответа В ну вот совсем не очевиден. Автор отдает заангажированностью... Или это только мне кажется?