четверг, 10 февраля 2011 г.

Разным продажным шкурам


Сегодня волею случая заскочил на интересное мероприятие, которое называется DirectHit, организовывала его Лилия Горелая, за что ей огромное, человеческое спасибо. И попал я случайно на выступление человека, которого первый раз в жизни видел. Как мне сказали, он маркетолог от Бога, хотя и своеобразный. Зовут его Максим Лазебник. В его небольшой речи, которую я успел застать мелькнула небольшая мысль за которую мне захотелось вцепится ему в горло. Мысль была о том, что зря запретили рекламу табака, что есть исследования, которые подтверждают, что отсутствие рекламы табака заставит бросить курить прямо сейчас 2-3% людей. За эту мысль я готов был вцепится ему в горло. Так как вечеринка не моя, то все-таки решил сдержаться. И пообещал в Твиттере написать гневный пост в блог. Да, это один их постов, который никаким образом не касается технологического бизнеса, разве что в конце пару слов. Кому неинтересно – проходят мимо.
Да, вероятнее всего только 2-3% бросят курить сразу, мы не будем спорить, но даже эта цифра уже огромная. В стране, где до 40% населения курят 2-3% - это сотни тысяч человек.
Чтобы аргументировать свою позицию, я приведу расчеты на пальцах. Не придираемся к цифрам, считаем порядки.
Допустим, идеальный курильщик начинает курить в 18 лет и курит до конца жизни, ну например до 60 лет. 42 года по 365 дней в году = 15330 дней курения. Я не покупаю сигареты, но допустим, что пачка сигарет стоит 5 гривень, 0.62 доллара. За жизнь курильщик тратит 9581 доллара на сигареты. Бизнес низкомаржинальный и по последним исследованиям приносит 5% прибыли. Это значит, что каждый заядлый курильщик приносит 479 долларов чистой прибыли  табачным компаниям. 
Какие слабые места в расчетах? Два места – не все начинают курить в 18 лет, и не все курят до конца жизни. К великому сожалению табачных компаний.  И их задача присаживать людей, как можно раньше на это дело, и держать как можно дольше.
Да, отсутствие рекламы не приведет к тому, что все бросят курить сразу. Это очевидно. Но реклама табака играет две очень важные роли. Она снижает барьер входа. Т.е. если ты видишь везде рекламу сигарет и считаешь это само собой разумеющееся, то и первый раз закурить тебе легче.
Вторая роль заключается в том, что те люди, которые пытаются бросить курить видят постоянно рядом собой изображение сигарет и им постоянно напоминают об этом.  
Именно поэтому они так борются за право рекламировать себя, чтобы пораньше садить наших детей на табак и как можно дольше плотнее держать на нем.
Да. Реклама для них это самый дешевый и эффективный способ контактировать с ЦА. Каждый контакт при БТЛ акциях на порядок дороже и они недовольны. Да, табачники сейчас лоббируют отмену этого и идут в новые медиа. Уже несколько раз слышал от знакомых, что разыскиваются курящие популярные блоггеры на большие деньги, чтобы продвигать не конкретную торговую марку, а именно сам процесс курения. Надо создать рынок, а там они его поделят.
И уважаемый маркетолог, начинает рассказывать мне, отцу, в присутствии моего 11 летнего ребенка, что я тупой и не понимаю ничего в бизнесе? Готов был порвать нахрен его.
Итого, эти подонки  нас и наших детей убивают, и при этом имеют наглость доказывать нам, что все нормально.
А теперь о технологическом бизнесе. Один из моих любимых фильмов, который затронул эту тему «Здесь курят» (Thank you for Smoking) был продюссирован и профинансирован группой успешных технологических предпринимателей и инвесторов, которая включала Макса Левчина и других уважаемых людей. Что радует.

PS. А большинство людей, которые сидели на сегодняшнем ивенте, хоть и не дураки, а весь этот кал сожрали.
PPS. Да, каждый зарабатывает чем может, даже убивая других при этом, но не все этим гордятся и публично об этом говорят.
PPPS. А кто был на моих семинарах, помнит про канибаллизацию рынка? Пилить сук, на котором сидишь. Наркотики, водка, табак - из этой серии. В буквальном смысле убиваем свою ЦА и готовы инвестировать огромные средства в расширение ея, плюя на мораль. Потому, что без этого бизнес умрет. ГОРИТЕ В АДУ, УРОДЫ!
PPPPS. Посчитал и ужаснулся. Мы читаем в газете, что убили предпринимателя за дележ предприятия и миллионы долларов. А тут убивают официально, законно. И за что? Каждая жизнь курильщика оценена в 500 баксов! Вы понимаете, насколько низкий моральный порог у людей?!! Убивать за 500 баксов. ППЦ!

Дима Попов добавил:

Денис, смысл даже не в том, какой процент бросит курить, а на какой процент упадет потребление сигарет курильщиками. Потенциал падения значительно выше в этом случае.

Раньше:
Курят 1,000 человек
Сигарет в день 5
...ИТОГО 5,000 сигарет

Теперь:
Курят 970 человек
Сигарет в день 3
ИТОГО 2,910

Итого дельта:
Не курят -30 человек (-3%)
Не курят сигарет -2,090 (-42%)

Поскольку потребление подобных продуктов резко связано с медиа-поддержкой (напоминание, эксплуатация подсознательного), основной урон приходится именно на кол-во выкуриваемых сигарет, а не на кол-во бросивших курить, что вообще имхо сомнительно.

Подтверждение словами самих лоббистов:http://www.youtube.com/watch?v=kBdbldsnSxE&feature=related


43 комментария:

  1. Денис, всеми руками поддерживаю, особенно метко про "барьер входа", єто один из главных аргументов, который они хотели бы укрыть.

    ОтветитьУдалить
  2. Эмоционально. В целом согласен, вот только Лазебник тут при чем ?!

    ОтветитьУдалить
  3. Он при мне призывал отменить запрет на рекламу табака. Приводимыми аргументами дал мне понять, что меня, как и других слушателей держит за идиотов.

    ОтветитьУдалить
  4. Думаете, реклама табака запрещена?
    А фильмы, где так великолепно затягиваются сигаретами? Там не 2-3% людей...

    ОтветитьУдалить
  5. В штатах сейчас режут классический фильмы. И на курение в кадре сейчас табу в голливуде. Называется социальная ответственность режиссеров, сценаристов, продюссеров. А у нас: мало денег в рекламном бизнесе? Давайте вернем табак - там миллиардные бюджеты. Все заработаем!

    ОтветитьУдалить
  6. Так в послевоенных фильмах курили все, как в американских, так и в советских, разве только кроме маленьких детей!

    Курят и сейчас в кино, только не так открыто... на втором плане.

    ОтветитьУдалить
  7. +1 Всіма руками за!!!! Сам не курю і Вам не раджу

    ОтветитьУдалить
  8. Очень эмоционально.
    С одной стороны все верно: чем меньше рекламы, тем меньше информации, тем меньше людей курят. Недавно читала, что через лет 10-20 весь цивилизованный мир практически перестанет курить.

    И в то же время есть другая сторона медали. Не надо на табачников и общество сваливать вину за курение. Это выбор каждого человека и не важно сколько ему лет. Родители удивляются, что их дети курят, в то время как сами дымят как паровозы. Для подростков курение - это выражение протеста против все тех же родителей и попытка соответствовать тому социуму в котором они находятся. ДА, курение - чаще всего это зависимость, и ее корни нужно искать только в себе, а не в рекламе или где-либо еще.

    ОтветитьУдалить
  9. Пробегала инфа (исследование?), что от отмены рекламы табака выигрывают табачники существенно снижая расходы, а меньше людей не курят (текущие и новые). Нужно проверять. Сейчас при власти большой бизнес, не факт что себе плохо сделали. Табачники много налогами отдают, и если проблема осталась, а деньги ушли - не смешно.

    ОтветитьУдалить
  10. Денис, молодец! Не ожидал... :) Всецело поддерживаю!

    ОтветитьУдалить
  11. Эмоциональненько, но согласен.

    Именно поэтому не работаю на табачные и алкогольные бренды. Спаивать и скуривать детей не готов.
    Каждый шаг маркетера приводит к охвату тысяч людей и влиянию на них. Многие этого не понимают и приводят аргументы, вроде "я кормлю семью".

    Думаю, такой соблазн (предложение зарабатывать в таких бизнесах) -- испытание человеку свыше.
    Кто выдержал -- молодец. Кто не выдержал -- его грех.

    ОтветитьУдалить
  12. прислали только что, просили анонимно :)

    Цитата он

    Могу тебя успокоить: Лазебник - никакой не маркетолог от Бога, просто он рулит коалицией, пиарится и для людей снаружи круто выглядит. Я не знаю ни одного топа из агентств, который к нему серьезно относился бы

    ок. можешь добавить - что коалиция - древняя коррумпированная организация, которую все давно хотят реформировать, только не хотят с этим всем го#@$%м связываться
    это тоже правда. только анонимно :))
    ...я с го%$#м связываться тоже не хочу

    Цитата оф

    ОтветитьУдалить
  13. Денис, респект! Я не свирепый враг курильщиков, но тут постановка вопроса правильная.

    ОтветитьУдалить
  14. все таки, прежде чем рвать на себе рубаху, лучше ознакомится с вопросом с точки зрения экономических стимулов:

    http://bit.ly/ee0QvG

    люди подсаживаются на сигареты не из-за рекламы, а потому что решают _сами_ для себя, что наслаждение от сигарет превышает риск получить рак легких. нет такого курильщика, который бы не знал, насколько сигареты вредны.

    государству тут делать совершенно нечего. мне неясно, почему _персональный_ выбор должен пытаться регулироваться бюрократическими нянями в пиджаках с толстыми чиновничьими квадратными рожами.

    (я не курю и того маркетолога не знаю.)

    ОтветитьУдалить
  15. +1
    Всегда противны мудаки, которые ставят свои личные корыстные интересы выше человеческих ценностей. Особенно, когда это касается близкой тебе профессии.

    По поводу табачных компаний хочется только одно сказать: "И то еще я увидел под солнцем:
    Место суда - а там нечестье,
    Место праведного - а там нечестивый.
    Подумал я про себя:
    Праведного с нечестивым бог рассудит,
    Ибо там есть время для каждой вещи и каждого дела." (с) Экклезиаст

    ОтветитьУдалить
  16. 2ag: О да... Иллюзия "свободного выбора" это именно то, что рекламщики давно научились эксплуатировать:
    http://www.ted.com/talks/lang/rus/dan_ariely_asks_are_we_in_control_of_our_own_decisions.html

    ОтветитьУдалить
  17. Поддерживаю на 100% каждое слово! Дочке тоже 11...

    ОтветитьУдалить
  18. Да, рекламировать "сигаретки" и "пивко" - у меня тоже в голове не укладывается. И это на фоне стадионов, переделанных в рынки, и полностью загнувшегося в Украине спорта...

    ОтветитьУдалить
  19. Підтримую 100% кожне слово!
    Ублюдки типу нього не відчувають ніякої відповідальності за те, що вкачуючи мільйони рекламних бюджетів у пропаганду всякого г..на калічать людей!
    Більш того, от він там в статті (за зсилкою, що ти навів) пише про медичні препарати. Так там та ж історія. Я не часто дивлюся ТБ, але коли трапляється побачити рекламу, то волосся дибки стає. Н-ад реклама фестал і подібного г-на -- типу, жри, обжерися, а наші пігулки допоможуть зжерти ще більше.
    А днями чуть з крісла не впав!
    Рекламували засіб для підвищення уваги у дітей...
    Блін, це психотропний засіб, я взагалі не розумію як його можна продавати в аптеках без рецепту. Але рекламувати ЦЕ як засіб для покращення оцінок у школі... Щось блін не так у цій галузі. І не лише у рекламній.

    ОтветитьУдалить
  20. 2DD, статье не хватает упоминания того, сколько людей убивают (или, как минимум, значительно ускоряют приход смерти) те же 2-3%, которые могут бросить, куря везде и всюду - стоит обратить внимание, что лучше всего им почему-то курится именно у станций метро, у учебных заведений, у входа во все крупные учреждения... если уж совсем трезво - мне как обычному обывателю надо 15-20мин просчитывать маршрут до ближайшего супермаркета, чтоб половина его не проходила "в тумане". А есть еще аллергики...

    ОтветитьУдалить
  21. Моя жена страдает никотиновым дерьмом. Прекрасно понимает, что дерьмо, бросить желает, но пока такие шкуры занимаются рекламой, шансы наши ничтожны...

    ОтветитьУдалить
  22. Хотелось бы услышать мнение Табачника по поводу табачников.

    ОтветитьУдалить
  23. Курильщик в Украине тратит в месяц на сигареты около 600 грн. Сомневаюсь, что за его жизнь табачники зарабатывают всего 500$

    ОтветитьУдалить
  24. не согласна, что люди сами свой выбор делают, курить им или не курить. это реклама, которая навязывает образы, стили жизни и т.д. Ведь реклама нацелена на подсознание человека и оно как раз и говорит ему, особенно в молодом возрасте: закури, друг, это же круто...

    ОтветитьУдалить
  25. Денис, смысл даже не в том, какой процент бросит курить, а на какой процент упадет потребление сигарет курильщиками. Потенциал падения значительно выше в этом случае.

    Раньше:
    Курят 1,000 человек
    Сигарет в день 5
    ИТОГО 5,000 сигарет

    Теперь:
    Курят 970 человек
    Сигарет в день 3
    ИТОГО 2,910

    Итого дельта:
    Не курят -30 человек (-3%)
    Не курят сигарет -2,090 (-42%)

    Поскольку потребление подобных продуктов резко связано с медиа-поддержкой (напоминание, эксплуатация подсознательного), основной урон приходится именно на кол-во выкуриваемых сигарет, а не на кол-во бросивших курить, что вообще имхо сомнительно.

    ОтветитьУдалить
  26. http://www.youtube.com/watch?v=ZheFkeWuw3A&feature=related

    ОтветитьУдалить
  27. И самый главный отрывок: http://www.youtube.com/watch?v=kBdbldsnSxE&feature=related

    ОтветитьУдалить
  28. Посмотрите Mad Men (Безумцы) - это сериал с продакт-плейсментами сигарет в каждой серии.

    ОтветитьУдалить
  29. Денис, браво. ППКС.
    Апплодирую стоя.

    ОтветитьУдалить
  30. Денис, браво!

    +500 про влияние рекламы. Как человек давно курящий, подтверждаю, именно обилие упоминаний сигарет и курения вокруг мешает многим завязать с этой привычкой.
    Пронаблюдать можно на себе. Поставьте Земфиру, там, где "Куришь каждые 5 минут". На слове "Куришь" многие, ОЧЕНЬ многие словят себя на мысли "надо пойти покурить".

    ОтветитьУдалить
  31. DD, хочу пригласить Вас на публичное обсуждение Законопроекта №5164 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий)». 14 февраля в 13:00 в пресс-центре "Главред-Медиа" (ул. Стретинская 8/2, угол ул. Стрелецкой). На упомянутом обсуждении (собирает Телекритика) будет присутсвовать и Максим Лазебник, и PR агенства представляющие интересы табачных брендов, ГО, МОЗ, СМИ, депутаты, юристы... Юля (Телекритика, 098-446-61-95)

    ОтветитьУдалить
  32. Юля,

    Меня не будет в стране. Сорри

    ОтветитьУдалить
  33. Очень приятно читать такие статьи, и понимать, что в бизнесе все больше людей просыпаются и живут не только мыслями о прибыли. У большинства превалирующей философией в жизни является урвать из этой страны, города, фирмы, соседа и т.д., как можно больше. Отмазка у всех одна - "я кормлю семью". При этом, мы, как уже было сказано, но в другом контексте, рубим сук, на котором сидим, точнее, на котором сидеть НАШИМ ДЕТЯМ! Наше сознание беспощадно эксплуатируют, а мы все никак не можем проснуться, перешагнуть через собственные комплексы, потребляя (имею в виду не только товары, но и жизненный выбор) то, что нам предлагают из страха "быть хуже или быть не как все". Выходя за пределы темы курения, хочу привести такую мысль(не мою): одной из версий,как побороть нашу тотальную спячку сознания, является активизация общественных организаций. Именно такая "революция", как повышение социальной активности заставит обратить на нас внимание и уважать наши права, как потребителей, как граждан, а не просто считать нас быдлом, которое схавает всё, что ему дадут.
    ТО Andriy Galych: Да, а как вам реклама детских "витаминок", предназначенных для успокоения нервов родителей- кормите ими ребенка, чтобы он был спокойным, и, тем временем, не переутруждались его присутствием и воспитанием, и его проблемами...

    ОтветитьУдалить
  34. ДД, очень эмоционально .. Видно - задело..

    На самом деле, я помогаю счас рекламмировать табак, а до этого рекламмировал игровой бизнес, помогая ему работать во время запрета, а до этого была политика.

    Сам я никогда не брал сигарету в рот, не играл на автоматах, не голосовал.

    У каждого есть мозг, чтоб думать. Те же, кто думать отказываются - будут потреблять как не крути ...

    Я надеюсь, твой 11 летний сын вырастет думающим, а это кометном зависит от его родителей!!! Не стоит рвать глотки - их все не перегрызешь :)

    ОтветитьУдалить
  35. "Бизнес низкомаржинальный и по последним исследованиям приносит 5% прибыли."
    А можно ссылочку на эти исследования?

    ОтветитьУдалить
  36. Курил, не курю и не советую!
    Респект за статью!

    ps
    будущее начинается сегодня

    ОтветитьУдалить
  37. Хорошая статья! Раньше курила, но вот больше 2 лет, как не курю. И когда вокруг меня все дымят - бесит!!

    ОтветитьУдалить
  38. Отчасти может он это и сделал для того, чтобы вызвать бурю негодования. Благодаря этому, например, ты, Денис, написал о нем и даже поставил ссылку;)

    Как это не парадоксально, чтобы обеспечивать хороший пиар нельзя быть белым и пушистым и всем нравиться.

    ОтветитьУдалить
  39. Денис, в своих расчетах ты забыл две очень немаловажные вещи:
    1) 1 Активный курильщик может "вовлекать" до 10 пассивных курильщиков (вспомним домашние подъезды или переходы в офисных зданиях)
    2) Огромный % курящих девушек, которые травят своих будущих детей
    Поэтому "1 жизнь за 500$" - это несколько "оптимистичная" цифра.

    По поводу комментариев вышеотписавшихся "у каждого должен быть свой мозг".
    Человеческая особь неотделима от социума. И если в этом социуме есть модный тренд, то % вовлечения очень высок. Эффект толпы никуда не девается.
    Лично для себя считаю, что участие в продаже алкоголя и табачных изделий - это сделка с совестью, на которую я никогда не пойду.

    ОтветитьУдалить