Одна из важных задач стартапа, да и любой компании – формирование команды.
Ниже мой конспект беседы с одним очень умным человеком, который был дополнен за 10 лет беседами с другими людьми, моим опытом и опытом проектов, с которыми работал.
Команда должна состоять из единомышленников и правила расписаны на берегу. Иначе, это бомба замедленного действия. Настоятельно рекомендую правила фиксировать на бумаге. Не для того, чтобы судиться, а для того, чтобы иметь возможность вернуться к договоренностям. Это важно. Во время движения вперед трансформируется цель, задачи, видение, да и люди меняются. Время от времени надо сверяться с первоначальными договоренностями, и в случае расхождения взглядов на путь, который пройден или еще предстоит пройти, надо или пересматривать договоренности или расходиться. Всегда надо четко понимать где и когда будут деньги и как они будут делиться. Обязательно должны проговариваться варианты, а что делать если мы расстаемся. Да еще желательно на разных этапах. Иначе всегда будут недовольные после расставания.
Если речь идет о допуске новых (младших) партнеров в бизнес, то надо прописывать опцион и четко понимать, кто где и за что получает. Если партнер берет на себя ответственность за получение прибыли или дохода, то независимо от того, какие он усилия приложил, надо понимать, что единственным мерилом успеха в данном случае есть доход, полученный в следствие его действий. Процесс ради процесса никого не интересует. То же самое, если мы пускаем в команду партнеров человека, который должен сделать продукт, то результат – это продукт, а не код, не тз, не часы работы. В данном случае очень часто расходится видение новых и старых партнеров «я же сделал так много!», вопрос в том, чего он достиг, а не что он делал. Это как в школе не принимаются возражения «а я же учил», а вот выучил ли ты?
Дисциплина. Команда без дисциплины не работает. Если один из членов команды начинает просыпать встречи, не выполнять планы, опаздывать, нее писать отчеты, то со временем получается, что работа, которую требуется сделать для достижения результата, распределяется неравномерно и тут получается, что одни члены команды делают больше, другие меньше. И тогда, или надо перераспределять результаты труда или работающая часть команды начинает терять мотивацию. Если речь идет не о наемном персонале, а о партнерах в бизнесе, или потенциальных партнерах, то начинаются
Конфликты. А он работает меньше меня, а он не сделал, то, что просили. А давай мы его выкинем, а то он ничего не делает. Когда это начинается – значит команда прогнивает. И надо что-то менять. Чем дольше это происходит, тем больнее потом.
Цели, подход, философия. Команда должна быть однородной (хотя таланты могут и должны быть в разных векторах). Если подымается стартап или любой новый проект, то все партнеры должны быть примерно равны. Это значит, что если один из членов команды имеет свои сбережения, а на другом висит кредит за машину (квартиру, дачу), а у третьего жена с маленьким ребенком, то они будут думать по разному. Понятие тактики и стратегии в этом случае будет разное, по тому, что цели и задачи все ставят перед собой разные.
Мотивация команды. С некоторых пор я не верю в нефинансовую мотивацию. Предельный срок, который может работать нефинансовая мотивация – полгода. Потом она падает. Всегда думайте, как и сколько вы (они) будут зарабатывать в ближайшем будущем. Идея кормить не может долго. Ставьте определенные цели в этом плане и если они не выполнены, то вместо того, чтобы создавать напряжение в команде – расставайтесь.
Оценка. Не судите людей по словам, намерениям, планам. Смотрите, что они уже сделали и что они делают. Делайте такую оценку как можно чаще.
Коммитменты. Пусть вся команда будет плотно закомичена. «Давайте я сейчас попробую, чтобы не рисковать, а потом, если у меня пойдет, я будут тратить все свои усилия, ресурсы, связи». Так не работает. Если человек с самого начала не работает в полный рост, то вероятность того, что он будет дальше работать как надо – очень мала. Кроме того, очень трудно оценить человека, когда он не дает 100% отдачи. А значит, когда он придет в команду – будут большие риски.
Работать можно и нужно со всеми, если человек на сделал тебе ничего плохого. «Зачем нам тратить время на него – он рядовой сотрудник, а я могу выйти на вицепрезидента – он все разрулит». Поверьте, вы не знаете, как повернется жизнь. И если сотрудник относится с принебрежением к другим людям, то к вам он будет относиться так же. Если он при вас обливает любого другого человека помоями – значит он будет то же делать и с вами рано или поздно.
Всегда работайте только с теми людьми, которых а) видели в работе, б)делили с ними деньги, с) разруливали конфликтные ситуации. В противном случае, постройте работу так, чтобы в ходе первых шагов провести тест на все три пункта.
Если у вас партнер внешний, то тут надо смотреть на его репутацию, даже не репутацию, а как у него складывались отношения с другими его партнерами. Если вы видите определенный паттерн в поведении и ведении бизнеса, то можно быть уверенным на 100%, что этот паттерн повториться и по отношению к вам. Вы готовы к этому? Тогда работайте! Если он говорит про своих старых партнеров "они бандиты и кидалы", то будут и про вас так говорить. Если они могут воровать у своих старых партнеров базы клиентов, то и у вас будут воровать. Если у него нет партнеров, то подумайте, почему? Спросите, почему вы первый. Если у него много партнеров, и все довольны им, то не тешьте себя надеждой, что вы легко добъетесь взаимности - старых партнеров не меняют без причины и единственное объяснение для вас при работе с таким партнером - он входит в новый бизнес или его подвел старый - посмотрите на ошибки, которые быили допущены обоими сторонами и сделайте вывод.
Не бойтесь конфликтов, чаще всего, сотрудничество родившееся в конфликте, лучше, чем сотрудничество закончившееся на конфликте. Если та сторона думает так-же, то в любой ситуации надо искать конструктив и заделы на будущее.
Цените открытых людей, которые стремятся больше дать, чем получить. Но не забывайте им платить той же монетой. Будьте сами открыты. Если все будут пользоваться таким принципом, то всегда будет избыток того, что дают. Это очень хорошо сказывается на бизнесе.
Всегда хвалите за удачу – это очень недорогой, но сильномотивирующий фактор. За неуспехи не ругайте, а делайте разбор полетов, чтобы не повторить ошибок (к повторенной ошибке будьте нетерпимы).
Делайте НДА как можно жестче, всегда включайте во все договоры пункт о non-compete. Это не поможет помешать увести у вас бизнес, но немного усложнит задачу.
Отдельно хоу сказать, что брать людей безработных надо только в том случае, если они отдыхали после успешного проекта. Людей всегда надо снимать с существующего места, когда они в пике. Тогда их переход на новое место будет серьезным коммитментом - у вас у них больше перспектив. И чем проще он соглашается на это, тем больше ему нравится ваш проект и тем больше он в него верит. Это залог будущей мотивации. На какие паттерны надо обратить внимание:
- он принимает решение быстро бросить старую работу, не доведя ее до конца. Правильный человек скажет как минимум про две недели, а как максимум про месяц и саппорт старого проекта по телефону какое-то время.
- он негативно отзывается о работодателях
- он предлагает вынести базу клиентов, поставщиков, переманить всех сотрудников. Правильный человек имеет отношения с людьми, что ценится очень высоко, если он правильный человек, то старые клиенты, подчиненные, поставшики, партнеры в скором времени сами придут к нему.
Обратите внимание, что все эти паттерны будут реализованы по отношению к вам - поливание грязью, увод сотрудников, партнеров, внезапный уход.
Помните, что если у вас не сложилось с командой, то виноваты вы, а не команда.
В свое время несколько мудрых людей пытались до меня донести эти истинны, но только после того, как я посмотрел это на нескольких проектах и сам допустил все возможные ошибки из вышеуказанного текста (за которые до сих пор расплачиваюсь), я понял ценность этих советов.
Как показывает практика, все предприниматели совершают от одной до всех из этих ошибок. Исключений практически не бывает.
PS через несколько дней. Глеб Каплун, на данный момент, мой коллега и партнер в России, написал комментарий на этот пост на своем блоге. Судя по отзывам, пост затронул сердца очень многим предпринимателям. И именно по этому я решил не включать комментарии - слишком много кейсов будет в них.