четверг, 5 марта 2009 г.

Интеллектуальная собственность в стартапах

 Продолжаю цикл. На этот раз про интеллектуальную собственность. Как и в прошлый раз - в сокращенном виде. 

Так как в прошлую статью скопипастили, прошу по человечески в этот раз копипастить, хоть с сылкой на мой блог - http://dennydov.livejournal.com/

вообще-то лихо, стырить статью про интеллектуальную собственность :)

Итак, поехали. 


Эту часть мне помогал писать Гена Винокур, специалист в области интеллектуальной собственности из Бостона (еще один технологический кластер, после Силиконовой Долины), за что ему спосибо. Его комментарии отмечены **

 

Интеллектуальная собственность.

 

 

Очень часто технологический бизнес называют "IP Based Business" под IP понимается выражение Intellectual Property. Это значит, что компания строится на коммерциализации интеллектуальной собственности. 

Говорят, что первым примером такой коммерциализации стал карандаш с резинкой на втором конце. Человек, придумавший это, получил патент и успешно лицензирован права на его использование нескольким компаниям, производящих карандаши. По цене около 1 цента с каждой тысячи карандашей. Это только один из способов коммерциализировать интеллектуальную собственность. Технологические компании обычно разрабатывают и продают продукт на основе уникальной технологии, дающей такому продукту сильное конкурентное преимущество. Такое преимущество должно обеспечить большую долю существующего рынка или формирование принципиально новых рынков и лидерство на них. 

К интеллектуальной собственности мы отнесем:

- идеи, изобретения

- know how

- торговые марки

- тексты, рисунки и другие произведения

 

Не будем останавливаться на том, зачем надо защищать интеллектуальную собственность. Мы обратим внимание на следующие моменты:

Наличие описанной и защищенной интеллектуальной собственности позволяет ей распоряжаться. В соглашении о использовании ее одним из пунктов значится четкое определения объектов и субъектов интеллектуальной собственности и прав собственности. Неформализованная идея не может быть передана таким образом третьим лицам, соответственно из не нельзя извлекать прибыль. 

Интеллектуальная собственность должна быть защищена на определенных ранках. Рынки должны быть описаны географически (защищать надо в каждой стране отдельно) и по сегментам. 

 

Рассмотрим основные способы защиты интеллектуальной собственности

 

Патенты

Патент - это документ, выданный специальным органом страны, который определяет исключительное право (use, make, sale, or import), авторство и приоритет изобретения, или промышленного образца в течение определенного времени (зависит от страны) и на определенной территории (в сфере деятельности законодательного поля).

 

Патенты позволяют

- нейтрализовать конкурентов (создать монополию). 

- защитить рынок перед выходом на него. 

- получать рояли. 

- защитить свое изобретение от reverse engineering,
- *защитить функциональность. Патент позволяет защитить не только "что" мы делаем, но и "как" мы делаем.

 

Недостатки патентов:

- раскрытие формулы изобретения. Таким образом публике становиться понятна суть изобретения. Таким образом, конкуренты подталкиваются к поиску решения для рынка, который не нарушал бы патент. Таким образом мы видим, что чем уже патент, тем он уже область применения закрывает. Вспомним классический пример с 17 градусами. 

- нарушение патента сложно обнаружить. 

- получить патент дорого. Стоимость получения одного патента составляет от 5к до 100к долларов США. В зависимости от предмета патентования, отрасли и географии. 

- суды по нарушениям патентов дороги. О патентных войнах мы отдельно поговорим ниже. 

- ограниченные сроки. 

 

Условия патентоспособности:

- новизна. Такое изобретение не должно быть уже известно.  

- иметь изобретательский уровень. Т.е. оно не должно очевидно проистекать из существующих изобретений или технических решений. 

- быть промышленно применимым. Изобретение можно было бы применить на практике в какой-либо отрасли. 

 

 

Получения патента.

Так как получение патента дорогостоящая процедура. Стоимость получения патента состоит из подготовки патентной заявки, обязательных платежей и возможных подач апелляций на отказ. 

Чаще всего, изобретатели не могут самостоятельно получить патент (это связано иногда с недостаточной юридической грамотностью, но основная проблема в том, что патент должен защищать на определенных рынках, а такую заявку уже оформить сложнее) и тогда нанимаются патентные адвокаты (у нас есть еще институт патентных поверенных). Суммарные затраты на получение патента могут составить от 3 тысяч до 20 тысяч долларов США (очень редко суммы могут доходить до 100 тысяч долларов США). Понятно, что не все начинающие предприниматели, изобретатели и инженеры могут себе позволить такие траты. Если мы работаем в рамках технологического бизнеса, то мы можем надеяться на то, что нашу компанию в обозримом будущем профинансируют инвесторы. А значит можно использовать другие способы получения патента, который позволяет не тратить много денег сразу,  растянуть траты. К такому способу относиться провижн (provisional) заявка.

Провижн заявка подается в произвольном виде на любом языке. Сделать это можно через интернет и стоит это чуть более 100 долларов США. Я настоятельно рекомендую сделать две вещи:

- предварительный поиск по открытым источникам. Если ведущие поисковые системы и поиск по патентам в Google не нашли ничего, то есть очень большая вероятность, что поле чистое. *Правда есть еще вероятность, что Вы не правильно искали*. Лучше потратить несколько сотен долларов и нанять для этого патентного адвоката, которые имеют еще и собственные базы.  

- очень внимательно думать над текстом и формулировками. 

Обычно эта процедура в Силиконовой Долине обходится от 600 до 1000 долларов. И цена зависит от того, сколько стоит час работы вашего патентного адвоката. Все это вместе (адвокат возьмет некоторое время чтобы проверить этот заказ на возможные конфликты интересов с текущими его клиентами) до двух недель. 

Таким образом заявка дает вам год, чтобы найти финансирование и подготовить заявку на подачу патента. 

Отдельно стоит PCT (Patent Cooperation Treaty) - Договор о Патентной кооперации. Такая заявка оформляется, как полноценный патент, но дает приоритет в 127 странах мира, подписавших договор. Правда это значит, что в течение 30 месяцев необходимо подать патентные заявки в каждой из стран, в которых вы хотите себя защитить.

Обычно, технологические стартапы выходят на рынки США и получают патент именно там. Причин на то есть несколько:

- сам по себе огромный рынок, восприимчивый к инновациям и платежеспособный

- гомогенный. 

 

Отдельно по поиску патентов: такой поиск дает стартапу бесценную информацию:

- что уже есть в данной предметной области.  

- что делают мои конкуренты? 

 

В США можно патентовать бизнес-модели (*Правда это все труднее и труднее*).  Иногда инновационный способ получения дохода может стать очень сильным конкурентным преимуществом. 

 

На самом деле патент получить не так просто. Когда изобретатель что-то изобрел и решил подать патентную заявку, то выясняется, что кто-то, когда-то уже получил патент на такое же изобретение или очень близкое. Так, что с патентом все просто только в том случае, если ты придумал действительно что-то новое и революционное. 
 

 

 

Промышленные секреты:

 

В данном случае изобретение или новая идея просто держится в секрете. Под сохранением в секрете технологии мы подразумеваем комплекс мероприятий, который включает в себя:

- ограничение доступа к частям технологии, содержащей промышленные секреты

- НДА

- разработка полиси по защите и разглашению

- внимательная проверка людей, которых набираем на работу. 

 

Такой способ защиты имеет ряд преимуществ:

- суть секрета не разглашается публично, это очень важно в том случае, когда конкуренты даже не знают с какой стороны подойти к решению проблемы

- неограниченный срок действия. В отличие от патента, который имеет срок действия, промышленный секрет можно хранить сколь угодно долго. Так, например Кока-Кола не разглашает формулу напитка. Ее знают всего несколько человек в мире. Уже не один десяток лет

- низкая стоимость. Это на самом деле очень условно, по тому, сохранение промышленного секрета в общем может обойтись достаточно дорого (начиная от юристов, которые составляют договора и заканчиваю службой информационной безопасности в составе компании)

 

Как и любой способ, этот имеет и свои недостатки

- при  нарушении НДА - уже ничего не спасет

- возможно получение конкурентами секрета, при reverce engineering.  В этом случае, никто не сможет конкурентов остановить от использования технологии. 

- нет защиты от разработки с "0", инвестировав достаточное количество ресурсов в разработку, есть ненулевая вероятность, что конкуренты получат аналогичный результат. 
- и если вы держите секрет больше года, то уж невозможно подать заявку на патент

 

Ни патент, ни сохранение технологии в секрете не является 100% защитой интеллектуальной собственности. Исходя из моего опыта могу сказать, что максимальную защиту дает комбинация секрета и патента. 

 

Копирайт

Копирайт - это защита прав на:

- художественные произведения (печатные, картины, музыку и т.д) 

- программное обеспечение

В нашем аспекте интересно, что копирайтом можно защищать два ключевых момента:

- исходный код программного обеспечения

- дизайн интерфейса, программы или сайта

- контент (статьи на сайте, музыкальный контент и другое)

 

Именно таким образом защищаются ведущие медиакомпании от пиратов.

 

 

 

Срок действия такой защиты: срок жизни автора +20-50 лет (зависит от страны). После смерти автора доходами, который генерирует интеллектуальная собственность, защищенная копирайтом, получают наследники автора. 
 
*Обязательные платежи в этом случае в США составляют 50 USD, работа адвоката может стоить еще 250 USD*.

 

К недостаткам данного метода можно отнести, только два:

- данный способ не может обеспечить комплекную защиту интеллектуальной собственность. (censored) 

- отслеживать нарушение копирайтов сложно, именно поэтому пираты по всему миру безнаказанно распространяют нелицензионное программное обеспечение, видео и музыку. 
- нельзя защитить функциональность программы
- если кто-то повторил произведение не копируя, то копирайт уже не работает.
 

 

Защита торговой марки


Слово, имя, символ устройство или комбинация их, адаптированная для использования кем-либо для производства и (или) продажи продуктов или сервисов с целью дистанцирования ее от других производителей или продавцов. Все бренды построены на узнаваемости и репутации. Отсутствие защиты у торговой марки позволяет:

- успешно подвигать товары конкурентов, которые подделывают продукцию с использованием вашей торговой марки, в узнаваемость которой вы инвестировали немалые средства

- наносить ущерб вашей торговой марке, продавая некачественную продукцию, используя ее

 

 

Основные схемы в работе с интеллектуальной собственность включают в себя:

- лицензирование (censored)

- совместная разработка (censored)

- кросс-лицензирование (censored)

- разработка на заказ (censored)

 

 

Типовые части лицензионного соглашения:

- права собственности на интеллектуальную собственность (вот почему важно защищать патентом или копирайтом интеллектуальную собственность - это я является документированным подтверждением права собственности)

- права на использование интеллектуальной собственности

- схемы оплаты

    - ройялти

    - лицензионные платежи

    - консалтинговые платежи

    - поддержка

- ответственности сторон

- сроки

- прекращение соглашения

 

 

 

Патентные тролли

 

Патентные тролли - это лица или организации, которые покупают эксклюзивные права на чужую интеллектуальную собственность с целью дальнейшего ее лицензирования. При это сами они не занимаются организацией бизнеса, а ждут, когда она из компаний, которые в своем бизнесе используют технологию или идею, заработают достаточно денег, чтобы отсудить их. С точки зрения законодательства они работают в правовом поле и их бизнес вполне легален. С точки зрения этики такая деятельность вызывает много вопросов. 

 

 

Патентные войны

 

Патентные войны - это когда компании судятся за нарушение патентов. Обычно судятся за подозрение в нарушении патентов и это хороший способ атаки конкурентов. Такие суды обычно стоят дорого, длятся долго и часто заканчиваются внесудебным урегулированием вопроса. В случае со стартапами это очень хороший способ избавиться от конкурента. Если одна из больших компаний вдруг "заподозрила" стартап в нарушении патента, то есть очень большая вероятность, что стартапу просто не хватить денег вести долгое и дорогостоящее судебное разбирательство и он обанкротиться, даже если он и не нарушал ничьих патентов. 

 

 

Распоряжение интеллектуальной собственностью.

 

Есть два права на интеллектуальную собственность - авторские и имущественные права. Авторские права неотчуждаемы - авторское прав значит что человек придумал это произведение или идею. Лишить такого права можно только в том случае, если в суде удастся доказать, что человек не принимал участия в разработке. Ну, например, когда начальник заставляет группу разработчиков вписать свое имя в патент. В таком случае в суде можно оспорить его авторское право, правда это нелегко. 

Имущественные права - это права распоряжаться правом получения дохода от интеллектуальной собственности. Это право отчуждаемо. Если авторов несколько, то они все имеют одинаковые права на интеллектуальную собственность и могут ей распоряжаться независимо друг от друга. Именно поэтому почти всегда вместе с полученным патентом, авторы заключают соглашение в котором прописывают взаимные обязательства при распоряжении такой интеллектуальной собственностью. 

Именно на имущественном праве и строится технологический бизнес. 

 

 

 

 

 

1 комментарий:

  1. В добавок могу предложить свою статью на блоге http://rodigor.blogspot.com/2011/04/blog-post_24.html мои идеи разрешаю Вам использовать, если что то неполно, пишите в блог, если немного поискать то и меня найти несложно. Главное понять принцип интеллектуальной собственности, защита автора как производства, производителя интеллекта!!! Удачи!!!! Пишите или звоните если что то надо будет добавить или разъяснить!

    ОтветитьУдалить